20 ноября 2022 года в Казахстане прошли досрочные выборы президента. На основании изменений, внесенных в конституцию страны этой осенью, глава государства избирается на семь лет без права переизбрания на второй срок. По официальным данным ЦИК, явка составила чуть более 8,3 млн человек, т.е. 69,44% от общего числа избирателей. Выборы президента прошли в форме референдума о доверии К.-Ж. Токаеву в продвижении политических, экономических и социальных реформ.
Казахстану предстоит пройти сложный и рискованный путь, лавируя между интересами великих держав и отвечая на внутренние вызовы.
Единственный оптимистичный вывод, который можно сделать с учетом ключевых социальных вызовов в Казахстане, заключается в том, что линии разделения между этносами не пересекаются, хотя некоторые проблемы межэтнических отношений все же существуют. Упомянутые проблемы делятся не по этническим группам, а по образам жизни и моделям поведения, которые иногда существенно различаются даже в пределах одной этнической группы. Во многом именно в этом кроется стабильность казахстанской модели межэтнических отношений и политической системы в целом.
В то же время властям Казахстана не следует расслабляться и считать, что угроза политической дестабилизации миновала. За несколько дней до выборов КНБ заявил об обнаружении еще одной группировки, планировавшей «захватить власть в стране». В январе 2022 года в Казахстане открылся «ящик Пандоры», который может стать прологом больших и неожиданных проблем.
В этих условиях решающее значение будут иметь стабильные отношения с ближайшими соседями — Россией и Китаем. Поэтому не стоит ожидать отдаления Казахстана от России в ближайшие годы, тем более что эти две страны во многом являются частью одного экономического и социального организма. При этом «многовекторность» из программы не исчезнет, поэтому власти Казахстана будут активизировать свои попытки избавиться от чрезмерной, по их мнению, зависимости от российской экономики.
Материал подготовила Анастасия Толстихина