Стиль жизни

О киберпанке простыми словами 

Многие ли сталкиваясь с этим термином понимают его? Или это что-то абстрактное для большинства? Давайте разберёмся, что к чему.  

Из истории 

Слово «cyberpunk» придумал американский писатель Брюс Бетке. В ноябре 1983 года он опубликовал в журнале одноименный рассказ, написанный им ещё в 1979. Правда с киберпанком в современном значении его произведение связано не было. Бетке окрестил так своего персонажа лишь по двум причинам: тот был хакером и носил панковскую прическу ирокез. Чуть позже известный критик и редактор Гарднер Дозуа в своих рецензиях на творчество Брюса Стерлинга и Уильяма Гибсона употребил слово “киберпанк” как термин, но в своей интерпретации. Он соединил слова cybernetics (кибернетика) и punk (отребье, по аналогии с панк-роком). Так он охарактеризовал жанр научно-фантастических романов. 

Сегодня киберпанк — это поджанр научной фантастики, соединяющий в себе антиутопию и футуризм. Он фокусируется на сочетании «High tech. Low life» — высокие технологии и низкий уровень жизни. В этом и заключается парадокс киберпанка. С одной стороны, общество очень развито и может гордиться своими научными достижениями, но в то же время жизнь в таком мире пронизана бедностью, незащищённостью и бесправием. 

Характерные черты 

Если вы, вдохновившись рассказом Бетке, решили подстричься под панка и заняться программированием, это, к сожалению, не сделает вас персонажем вселенной. Потому что киберпанк – это не только персонаж, но и целый мир, имеющий ряд определенных символов.  

Действие происходит в будущем (иногда — на другой планете или в альтернативном мире), где сформировалось общество гипертрофированного тоталитарного капитализма. Часто всеми делами заправляют межнациональные корпорации. Мир до предела урбанизирован — мегаполисы поглотили живую природу. При этом богачи купаются в роскоши, бедняки прозябают в нищете, иногда относительно комфортной. Виртуальная реальность является практически средой обитания, где главным ориентиром ценностей служит информация и процветает киберпреступность. 

Искусственный интеллект же практически сравнялся с людьми, зачастую превосходя их. Наблюдается почти полная зависимость обычных граждан от преступных синдикатов, которые либо выполняют заказы мегакорпораций, либо являются их филиалами. Употребление наркотических и веселящих веществ является нормальным способом существования, причем их сбыт давно легален и не имеет большой ценности, а вот самым дорогим товаром считаются психотропные галлюциногены. Активное использование нанитов и генной инженерии, применение биоимплантов, тотальная киборгизация сделали людей практически симбионтами компьютеров. 

Киберпанк сегодня 

Можем ли мы прикоснуться к такому интересному миру уже сейчас? Конечно, да. Популяризация киберпанка не остановилась на страницах книг и рисунках, а уже давно нашла себе поклонников в сфере кинематографа и компьютерных игр. 

В 90-е самым известным фильмом в жанре киберпанк-постапокалипсис была “Матрица” Вачовски. В последнее десятилетие фильмы выходили в рамках ретро-ностальгии. Это “Вспомнить всё”, “Призрак в доспехах”, “Робокоп”, “Трон: Наследие” и, конечно же, “Бегущий по лезвию 2049”. 

Среди игр классическим примером является Dues Ex, в популярной Half-Life 2 присутствуют элементы киберпанка (вживляемые импланты и киборги). Одним из последних проектов и наиболее популярной на сегодняшний день игрой является Cyberpunk 2077, вышедшая в 2020 году. 

Это игра в открытом мире, разработанная и изданная польской студией CD Projekt. Действие игры происходит в 2077 году в Найт-Сити, вымышленном североамериканском городе из вселенной Cyberpunk. Игрок управляет протагонистом по имени Ви, который работает наёмником и владеет навыками взлома и боя.  

В соответствии с предысторией игры, после кризисов 1990-х годов Соединённые Штаты Америки распались, Лос-Анджелес был разрушен землетрясением; ряд бывших регионов страны — в том числе Свободные штаты Северной Калифорнии, где находится Найт-Сити — превратились в территории, контролируемые мегакорпорациями. Власть частных компаний в мире Cyberpunk 2077 намного больше, чем власть государства, но контроль над частями города у них оспаривают преступные банды.  

Найт-Сити зависит от робототехники в таких повседневных вопросах, как сбор отходов, техническое обслуживание и общественный транспорт. Внешний вид Найт-Сити отсылает к различным эпохам, через которые прошёл город. В Найт-сити засилье бездомных; некоторые из них являются зависимыми от имплантатов и модификаций, ввиду чего в городе совершается очень много насильственных преступлений. С преступностью борются вооружённые силы, известные как Psycho Squad. А организация под названием Trauma Team платно занимается оказанием быстрых медицинских услуг. Поэтому из-за постоянной угрозы жизни всем гражданам разрешается открыто носить огнестрельное оружие. 

Так ли далеко нам до киберпанка? 

Прогресс не стоит на месте. Сегодня импланты уже часть нашей жизни, нейросети могут генерировать тексты и изображения, а робототехникой увлекаются даже школьники. Нам остаётся только наблюдать за развитием современного мира и вдохновляться научной фантастикой. 

Материал подготовила Екатерина Михалишена 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *