Полагаю многие знакомы с Дэвидом Линчем, если не напрямую с режиссером и писателем, так косвенно, через его произведения. Предлагаю вспомнить то, что за свою карьеру успел создать Линч и разберемся, действительно ли он – один из самых загадочных режиссеров современности.
За свою карьеру Дэвид Линч успел срежиссировать 94 фильма и сериала, и разбирать каждый было бы делом нелегким. Поэтому, мы рассмотрим несколько картин, и попробуем понять смысл произведений.
Давайте окунемся в сюжеты режиссера, сценариста и актера – Дэвида Линча.
Голова-Ластик – Eraserhead
Генри Спенсер, проводит свою жизнь в замкнутой квартире, вид из его окон – однообразная кирпичная стена, сам по себе он не является счастливым человеком, скорее его можно описать угрюмым. Все меняется, когда его приглашает в гости его подруга Мэри, где герой знакомится с родителями девушки, от них же узнает о том, что Мэри родила, и что, по словам матери, это ребенок Генри. Забирая ребенка из больницы, Генри замечает, что ребенок не похож на обычного человека, и больше походит на головастика, замотанного в бинты. Т.к. ребенок родился недоношенным, молодой «семье» приходится выхаживать ребенка. И вроде бы все хорошо: Мэри переезжает к главному герою, они вместе заботятся о сыне. Однако, чуть позже девушка уходит, оставляя ребенка на Спенсера, и тот постепенно начинает сходить с ума: Видения мужчины, живущего в сфере, женщины (девушки), что пела ему о «рае», ощущения, что будто голова отрывается, а на ее месте вырастает голова ребенка, эту оторванную голову находит мальчик, после чего приносит на карандашную фабрику, где ее используют для ластиков. В процессе своего безумства Генри убивает ребенка, однако, как по заветам сюрреализма, «ребенок» вырастает до громадных размеров, и когда выключается свет, голове «монстра» заменяется планетой, что готова разорваться. Фильм заканчивается на моменте, где к главному герою подходит девушка из батареи и обнимает его.
Если вы не особо поняли, о чем был фильм, не переживайте, Линч и сам не до конца понимал, что он хотел этим сказать: «Эта картина рождалась каким-то особым образом. Я никак не мог постичь ее. Искал подсказку, ключ, который открыл бы мне ее суть. Конечно, отчасти я понимал ее, однако не хватало чего-то главного. Я отчаянно искал его». Однако, позже режиссер все же понял, в чем была суть: «Я взял Библию и начал читать. И вот однажды я прочел в ней стих. После этого я закрыл Библию. Я нашел. Это было то самое. Да, самое главное. Я увидел всю картину целиком — полноценную и завершенную».
По сути, зритель получает неизведанную, мистическую картину, наполненную депрессивными и печальными мотивами. Это очень тяжелый фильм, который имеет в себе много подводных камней.
Твин Пикс
Это произведение, которое можно пересматривать раз за разом, и вам будут открываться все новые границы происходящего. Стоит учесть, что существует как сериал «Твин Пикс», так и фильм «Твин Пикс: Огонь иди за мной» (или же иначе «Твин Пикс: Сквозь Огонь»). Также, для особо любопытных зрителей я мягко намекну что есть Дневник Лоры Палмер, который можно прочесть для углубленного понимания сюжета.
В принципе, Твин Пикс можно назвать детективным сериалом, однако все-таки с элементами мистики и сюрреализма. Если вы натыкались на часовые видеоролики с объяснением «Что такое черный вигвам», то вы приблизительно можете понять, о чем я веду речь. Детективная ветка очень понятна и объяснима, но когда в нее внедряется история (да простят меня фанаты) с «параллельным измерением», все становится резко запутаннее.
Сюжет Твин Пикса закручен на убийстве Лоры Палмер, совершенного в тихом и мирном городке, где ничего не предвещало беды. С каждым опрошенным жителем Шерифом Труменом и детективом Купером зритель все больше погружается на «темную» сторону города, который таит в себе больше тайн, чем может показаться на первый взгляд.
Твин Пикс, в своем роде, даже стал визитной карточкой Линча в кругах людей, которые не особо интересуются более глубокими или однонаправленными фильмами. И если вы еще не знакомы, то настоятельно рекомендую, по крайней мере вы насладитесь хорошей игрой актеров и режиссёрской работой.
Страна Дураков
Это в какой-то степени анимационный сериал, правда сама анимация выполнена достаточно грубо, рассказывающий о рутине жестоких, злых и не привыкших много думать людей. Линч широко использует ненормативную лексику и ограниченную примитивную анимацию, чтобы подчеркнуть стиль сериала, умышленно грубый и оскорбительный, как в преподнесении, так и по содержанию. Для гиперболизации и большего антуража Дэвид Линч использует ненормативную лексику, что погружает зрителя в несуразность происходящего.
В основном, сюжет сериала заключается в проблемах Рэнди (главного героя) с окружающими людьми, будто то сосед, сарай которого приглянулся Рэнди, или его жена, шумно бегающая по беговой дорожке. По мере сюжета, мы практически не видим «роста» героев, это больше похоже на сознательно гиперболизированный реальный мир с героем, который мог бы быть вашем соседом или вашим знакомым. Однако, есть и те серии, которые прямо-таки вызывают недоумение. К примеру, пятая серия, рассказывающая о том, как к Рэнди на участок попадает человек с палкой в горле, и пытаясь вытащить ее, герой убивает несчастного при этом калечит пострадавшего, а затем и вовсе выбрасывает его под колеса большого грузовика. Многие признают эту серию одной из самых кровавых в сериале, и это абсолютно оправдано. Или же серия, которая рассказывает о том, как всё вокруг Рэнди сходит с ума: сын кричит что его зубы кровоточат, жена кричит до тех пор, пока из ее головы не начинает идти кровь, на улице стрельба и аварии. Сам герой все это время сидит и умиротворенно смотрит телевизор. Его покой нарушает муха, мешающая смотреть программы по тв. Если подытожить, то «Город дураков», это анимационный сериал, который может показаться безумно грубым и жестоким, что даже не оспаривается, однако все еще высмеивающий человеческие пороки и низкие поступки. Как говорил сам Дэвид Линч: «Страна тупых — это грубый, глупый, жестокий и абсурдный сериал. И когда он смешон, то он смешон, потому что мы видим абсурдность всего этого».
Итог
Если вам интересны сложные картины, где после просмотра вы будете рисовать схемы и слушать подкасты для глубокого и детального анализа, то фильмы Дэвида Линча бессомненно вам подойдут, ведь они пронизаны глубоким смыслом и мистикой, сюрреализмом и гиперболизацией. А если вы больше любите простые сюжеты, но красивую картинку то посмотрите Твин Пикс или другие популярные картины Линча, они вас не разочаруют!
Материал подготовила Анна Кузьмина