В последнее время для кинопрокатчиков в нашей стране настали сложные времена. Многие голливудские компании прекратили сотрудничество с Россией – Disney, Paramount, Universal, Sony, Warner Bros. и другие.
Голливудские фильмы по оценкам «Коммерсанта» составляли 80% от доходов кинотеатров, а доля иностранного контента в онлайн-сервисах достигала 90%. Теперь, когда наступил кризис, кинотеатрам приходится буквально выживать – повторно показывать российские фильмы, переориентироваться на отечественный и азиатские рынки, просить о господдержке.
Пострадала, в основном, Россия, но и страны СНГ санкции затронули. Ранее фильмы в СНГ показывались с русским дубляжом, так как западные мейджоры работали с российскими дистрибьютерами, а те – с российскими студиями озвучки. Когда мэйджоры решили вернуться на рынок СНГ, но не включить в него Россию, они стали работать напрямую с прокатчиками «на местах». И неизбежно встал вопрос в подготовке фильмов к прокату – в оборудовании, рекламе и дубляже.
В странах постсоветского пространства практически не осталось больших профессиональных студий дубляжа. Все фильмы выходили, в основном, на русском, а национальный дубляж появлялся сильно позже. Да и местных языков слишком много, чтобы мэйджоры заключали контракт на перевод на каждый – гораздо проще было показывать на русском.
Теперь сложилась ситуация, когда контракты с русскими студиями остановлены, но при этом рынок СНГ всё ещё работает с Голливудом. Некоторые из фильмов, которые сейчас там показываются, были озвучены ещё до санкций, но как быть с будущими премьерами? Быстро построить новые студии дубляжа выйдет далеко не в каждом случае.
10 мая случилось неожиданное: компания Universal обновила график премьер в России впервые с марта. Выход первой картины – мультфильма «DC Лига Суперпитомцы» – запланирован на 28 июля. Однако, как отмечает «Бюллетень кинопрокатчика», до сих пор нет ясности, собираются ли компании возвращаться на российский рынок.
Кинотеатры закрывают треть залов и терпят убытки в 50% по сравнению за аналогичный период в прошлом году. Кроме того, они ещё не оправились после ковидных ограничений.
Чуть получше ситуация у онлайн-кинотеатров. Но несмотря на то, что у них контента больше и пандемия поспособствовала их развитию, они так же терпят убытки, так как связаны системой лицензирования.
Законодатели задумывались о введении принудительного лицензирования, которая позволила бы продолжать транслировать зарубежный контент. Но онлайн-кинотеатры выступили против, так как этот механизм идёт вразрез с принципами международного права. Нарушение может грозить тем, что приложения онлайн-кинотеатров удалят из магазинов мобильных приложений, из телевизоров с функцией Smart TV – а их используют до 90% пользователей.
Таким образом, применение принудительного лицензирования может повлечь убытки на десятки миллиардов рублей и ухудшение качества предоставляемых услуг.
Конечно, санкции повлекли за собой настоящий взлёт пиратства. Весна и лето – традиционное время голливудских блокбастеров, поэтому именно «Бэтмен» и «Доктор Стрэндж» возглавляют списки самых популярных фильмов, просматриваемых нелегально. Остаётся надеяться, что вскоре мы сможем насладиться новинками на большом экране, а не подпольно.
Материал подготовила Камилла Фомичева