За последний месяц русофобия стала для нас привычным явлением: большая часть «цивилизованного мира» объявила нам бойкот, в том числе и популярные бренды. Детей и студентов, что учатся за границей, отчисляют из учебных заведений. Россиян отказываются обслуживать в магазинах, ресторанах и салонах красоты. Вклад русских писателей, учёных и деятелей искусства обесценивают, а их имена вычёркивают из школьных программ, истории и международных институтов. Но это – лишь закономерный результат активной пропаганды и намеренного превращения русских, россиян и России в «универсальных» врагов, на которых в любой удобный момент можно повесить все преступления человечества и продолжать спокойно жить, не обращая внимание на проблемы в границах собственных стран.
Википедия определяет, что русофобия (нем. Russophobie, фр. russophobie, от рус. и др.-греч. φόβος — страх) — предвзятое, подозрительное, неприязненное, враждебное отношение к русскому народу, России, русскому языку, русским, специфическое направление в этнофобии (в более узком смысле — страх перед Россией или курсом российской внешней политики). Как считают некоторые специалисты, русофобия – это непросто неприязнь к России и русским. Как и антисемитизм, это целая идеология со своей системой ценностей и понятий, концепций и историей развития в западном обществе.
Русские цари и польские паны
Явление русофобии зародилось не сегодня и даже не в прошлом столетии, когда опустился «железный занавес». Появилось оно ещё в XVI веке, когда шла активная конфронтация Русского Царства с куда более сильным Королевством Польским и Великим княжеством Литовским за территории Руси, а также на почве противостояния двух конфессий – католичества и православия.
Короли Сигизмунд I, а затем и Сигизмунд II, активно убеждали европейских монархов в «варварстве» и «кровожадности» «московитов», которые, по их заверениям, даже не являлись христианами и состояли в сговоре с турками и татарами по порабощению «цивилизованного мира». Всё это делалось с одной целью – настроить против Русского Царства всю Европу. Развитие печатного дела позволило польским и католическим пропагандистам активно распространять страшные сказки про Россию, её народе и обычаях. Россия же в те годы ничего противопоставить всей этой грязной клевете не могла.
Тогда-то появилась традиция отделять Русское государство от остальной Европы, приписывать русских к «агрессивным» азиатским народам, которые необходимо «окультуривать». Именно в то время и зародилась русофобия – идеология, уверяющая в злой и жестокой природе русского человека.
Эпоха Ивана IV Грозного
Уже много лет, несмотря на находящиеся в открытом доступе труды историков, которые опровергают несправедливо присвоенную Ивану Васильевичу роль «царя-мучителя», активно тиражируется образ тирана и безумца. Оно и не удивительно: настоящая пропаганда, дошедшая до нас из прошлого, давно успела укорениться в головах и стать нормой.
Началось всё с труда Генриха Штадена «Записки о Московии». Сам факт того, что сборник про совершенно чуждое и по духу, и по крови государство был написан не слишком объективно настроенным немцем, уже обязан насторожить обывателей, а уж информация о том, что проплачена эта работа была самим Сигизмундом II, и вовсе должна заставить задуматься историков, которые продолжают продвигать в массы образ «безумного Ивана». Штаден, безусловно, умным человеком с невероятными талантами, но пользоваться этими дарами он не умел, растрачивая их на жульничество, попытки подняться по карьерной лесенке (именно лесенке, а не лестнице) и другие темные дела. Настоящий трикстер, который потом и вовсе сбежал в Польшу, где ему и подвернулась выгодная сделка.
Зачем, казалось бы, Сигизмунду II связываться со столь сомнительными личностями? А все дело в том, что примерно в то время в столицу Русского государства прибывает посольство Папы Римского для примирения Варшавы и Москвы. Налаживание контактов между Папой Римским и Иваном IV Польша допустить не могла из-за того, что в тот период шла активная война за ливонское наследство. Выступающий в роли миротворца Папа просто помешал бы планам Сигизмунда II, поэтому и решено было превратить Русское государство в страну отсталых варваров, а Царя выставить кровожадным монстром. Естественно, подобные писания о таинственной Руси стали для всей Европы «открытием» и воспринимались за чистую монету, из-за чего поводов «не дружить» с Иваном Грозным появилось куда больше.
Англия
Кто-кто, а эта страна как никакая другая преуспела в развитии русофобии как идеологии. Именно благодаря английским карикатуристам XVIII–XIX веков за Россией закрепился образ неотёсанного и неуклюжего медведя с неутолимыми аппетитами.
До XVIII века Россию в Европе не воспринимали всерьёз. Сильно отличающаяся и бытом, и культурой, и верой, эта далёкая холодная страна не представляла никакой угрозы для Англии и её интересов, зато была выгодным для торговли местом. К тому же, выхода к морю у России не имелось, а значит и конкурента в ней Англия не видела. Всё изменилось, когда Пётр I решил-таки прорубить окно в Европу: тогда Россия не только начала превращаться в новое мощное государство, но и начала демонстрировать претензии на господство не только на суше, но и на море. Этого стерпеть английские господа не смогли.
Английские пропагандисты активно использовали для разжигания ненависти к России фальшивые документы. Так, например, в 1817 году, всего через два года после окончания наполеоновских войн, где Британия и Россия были союзниками, английская газета «Морнинг Кроникл» писала, что единственная цель русских – расширить свою территорию.
С подачи генерала Роберт Уилсона особую популярность приобрело поддельное «Завещанию Петра Великого», в котором покойный император наказывал потомкам множить земли государства за счёт Ближнего Востока и Восточной Европы. Впервые это завещание попалось Уилсону в 1812 году, когда армия Наполеона вторглась в Россию, и он был отправлен на восток, чтобы обеспечивать связь с российской армией и координацию борьбы с французами. Разумеется, пресса уцепилась за пущенную свыше «утку», что поспособствовало усилению русофобских настроений.
В середине XIX века, когда случилась Крымская война 1853–1856 годов
Русофобия получила «новое дыхание». Проигрыш России дал карт-бланш на новый виток агрессии против себя. Карикатуры и «разоблачения» стали выходить в удвоенном объёме.
«Антисоветчик – всегда русофоб»
Часто из уст либералов, националистов и представителей других политических течений можно услышать, что если бы не советский период, то сейчас все непременно бы жили в некой эфемерной «Прекрасной России будущего», в которой все были бы счастливы, не было бы голода, войн и болезней.
Для каждого эта вымышленная Россия своя: одни видят её Империей, другие – «национальным государством» с исключительно славянским населением, третьим она представляется демократией по западному образцу. И объединяет этих людей одно – лютое презрение к ненавистному «совку» и поддержка любых сил (в т. ч. по-настоящему враждебных к России), выступающих за десоветизацию.
Непросто вытравить из памяти народа практически целый век, в который существовал СССР
Восьмичасовой рабочий день и свободное функционирование профсоюзов, равноправие всех советских граждан и равные возможности для каждого, качественная медицина и образование, многочисленные научные достижения и полёт в космос, подъём культуры и искусства – малая часть наследия Советского Союза, того блага, которым мы пользуемся и до сих пор. Это государство, несмотря на ошибки и поражения, сумело не только стать второй экономикой мира, но и одолеть самого страшного и беспощадного врага человечества – фашизм.
Поэтому не остаётся ничего иного, кроме как использовать самое примитивное и действенное оружие, которым пользовались ещё американские пропагандисты во времена Холодной войны – ложь, подмена фактов и воздействие на эмоции. «Движение вверх» (2017), «На Париж» (2018), «Зоя» (2020), «Девятаев» (2021) – толика того антисоветского и русофобского контента, что продолжает транслироваться в головы зрителям. А.И. Солженицын, Гузель Яхина и другие «борцы против кровавого советского режима» всё ещё котируются. Более того, уже со школьной скамьи дети вынуждены по программе знакомиться с произведения таких «творцов», чтобы с малых лет знать о «зверствах большевиков». Нередки случаи, когда преподаватели учебных заведений начинают вдруг уверять обучающихся в том, какими же извергами были их предки и насколько из-за «совка» Россия отстаёт по уровню развития от передовых государств.
Юрий Дудь, Алексей Пивоваров, Ирина Шихман являются рупорами современной журналистики, но большая часть их работ – неприкрытая пропаганда и проплаченная «клюква», что и советского, и русского/российского человека выставляет безвольным глупцом, а Россию показывает прямо-таки Мордором, в котором таким «атлантам, решившим расправить плечи», приходится тяжко. И это будет происходить до тех пор, пока народ молчаливо соглашается и потребляет подобное отношение к себе и своей истории.
Социализм строился на территории России, именно поэтому он так сильно ассоциируется с нашей страной. РСФСР – начало СССР, его основа и «база», как и русский народ, что был «базой» для появления советского народа. Антисоветизм, что зародился как отрицание советского уклада жизни, со временем трансформировался в один из ярких признаков любой враждебной России силы: его несли в массы западные империалисты в ходе интервенции 1918-го, Третий Рейх во времена Великой Отечественной войны, американские государственные деятели и СМИ в эпоху Холодной войны. Сейчас этим активно промышляют прозападные «либералы» и «демократы» – те самые люди, что поспособствовали уничтожению Советского Союза и подготовили благоприятную почву для жуликов, что украли народную собственность.
Отечественная русофобия: как мишка свои лапы ел
Продолжая вышесказанное, нельзя обойти стороной и столь важную тему как «отечественная русофобия». Данное явление зародилось ещё в первой половине XIX века. Тогда появились и активно позиционирующие себя самоненавистники, и их критики. Главнейшее свойство русской русофобии – это, как писал А.С. Пушкин, «нежная любовь» к другим народам.
Русофобия, исходящая от самих русских/россиян напрямую связана с западными тенденциями и активными продвижениями их в массы. Именно по мере восприятия российской интеллектуальной средой русофобских идей формируется самоненавистничество. Со времени активного проникновения польской культуры в высшие слои русского общества (вторая половина XVII века), а потом и петровских практик отправления дворянских детей учиться на Запад в России сложился необычный тип русского культурного человека, как бы отчуждённого от своей культуры в пользу западной.
Сейчас, особенно у либеральной общественности, принято обвинять Россию и русских в грехах, которые есть не только у нас, но и у Запада. Однако если для «свободной» Европы и «сияющего града на холме» США ошибки и какие-то явные проблемы системы разрешены, то России подобных поблажек не делают. Ксенопатриотизм – явление, при котором гражданин одной страны страстно любит и боготворит другую, отзываясь о собственной родине в уничижительном ключе, – особенно распространился после развала СССР. Преданность и коленопреклонность конкретных граждан перед «великим западом» не вызывает удивление: что ещё можно ожидать от людей, которых на протяжении многих лет убеждали, что всё лучшее там, в далёкой прекрасной стране, «оплоте цивилизации», где живут эльфы с прекрасными лицами и пасутся единорогами, всё пестрит разноцветными красками, а все беды и невзгоды обходят те края стороной.
Нам долгое время внушали, что нет необходимости иметь собственное производство, что нет лучшей продукции, чем импортная европейская или американская, что мы, дабы примкнуть к «цивилизованному миру», должны непрерывно смотреть в рот благочестивым иностранцам и учиться у них демократии, свободе слова и соблюдению всех современных европейских принципов. Национальная гордость, господствующий позитивный самообраз, идеология – ничего из этого у нас нет. Мы не имеем той самой «опоры», самосознания и чувства собственного и национального достоинства и единства, и это делает нас зависимыми от внешних оценок, зарождает раболепный трепет перед «господами с запада». И так будет до тех пор, пока молчит государство, так и не озвучившее конкретную стратегию после развала Советского Союза, и пока народ продолжает терпеть ненависть по отношению к себе.
Русофобию необходимо тщательно изучать, обсуждать и активно ей противостоять. Россия должна продумать стратегию своего присутствия в западном информационном пространстве, создать систему своих каналов влияния, тактику работы с русофобией. И, что важнее всего, наша страна должна, наконец, определиться, как именно мы будем развиваться и по какому пути она должна идти в будущее.
Материал подготовила Екатерина Куфтина