Интерпретация любого речевого сообщения зависит от его восприятия адресатом. Говорящий и сам прогнозирует эффект высказывания. Для этого адресант должен иметь информацию о собеседнике.
Роль адресанта в речевом воздействии
Для того, чтобы высказывание имело воздействие на собеседника, нужно выбрать подходящий стиль общения. Это поможет «найти общий язык» со слушающим. Чтобы подобрать приемлемый стиль общения адресант должен обладать информацией об адресате.
У говорящего есть возможность выбора это называется «языковой вариативностью». Он выбирает из всех имеющихся средств языка те, которые будут эффективны в определённом случае. Адекватный выбор гарантирует успешность. У адресата возникает доверие к говорящему. Затем следует совершение конкретных действий, ожидаемых от него адресантом.
Роль адресата в речевом воздействии
Если адресант проявляет внешнюю активность, то адресат активен внутренне – он воспринимает и интерпретирует речевое сообщение. Н.Д. Арутюнова, советский и российский лингвист, доктор филологических наук, отмечает, что «при интерпретации высказывания отправной точкой служит фактор адресата». Именно адресат — показатель степени воздействия.
Речевой акт относят к сфере межличностных отношений. Это предполагает наличие двух сторон – говорящего и слушающего. Предполагается постоянная смена ролей говорящего и слушающего в процессе общения. Адресат, реагирующий на высказывание адресанта, сам становится частью речевого сообщения.
Прагматический эффект высказывания
Не только от адресата зависит интерпретация речевого сообщения. Сам говорящий прогнозирует прагматический эффект.
Это прогнозирование может быть неосознанным, так как в языковом опыте говорящего заложены определенные средства речевого воздействия. В таком случае речь идет о скрытом речевом воздействии.
Скрытое речевое влияние характеризует самого говорящего как личность. Используется оно, например, исследователями для составления речевых портретов авторов текстов.
В языковом опыте каждого человека имеются языковые навыки, которые ушли в область подсознания.
Они используются часто в типичных ситуациях. Эти навыки остаются индивидуальными для каждого говорящего. Языковые навыки реализуются через языковые единицы. Такие единицы скрыты от говорящего и от слушающего. Они неосознанно воспринимаются и интерпретируются участниками разговора.
В научной статье по языкознанию В.А. Баскакова выделяет речевые стратегии скрытого воздействия. Эти стратегии разделяются на те, которые связаны с отправителем текста, эмотивно-ориентированные, и те, которые связаны с получателем текста, конативно-ориентированные. При скрытой воздействующей стратегии адресант ненамеренно передает адресату свою точку зрения.
Достижению положительного прагматического эффекта служат сигналы, имеющие эмоциональное значение.
При использовании эмоционально-окрашенной речи можно активизировать внимание слушающего и создать необходимую атмосферу общения.
Существует много разнообразных методов воздействия на поведение собеседника. Такое воздействие может быть прямым и скрытым. В рассмотрении этого вопроса нужно учитывать роли как адресата, так и адресанта.
Материал подготовила Марина Астапенко