Культура

«Ад – это другие»: философия Жан-Поля Сартра 

  «Никогда бы не подумал, что все так просто. Знаете: сера, костер, жаровня… Какая чепуха! На кой черт жаровня? Ад – это другие» — эти слова принадлежат одному из героев пьесы Жан-Поля Сартра «За закрытыми дверями». Их он произносит в своем монологе в конце произведения. Однако к этим строкам мы вернемся позже. Для начала предлагаю ознакомиться с краткой биографией и философской концепцией одного из величайших мыслителей XX века. 

Биография  

Жан-Поль Сартр – французский философ, драматург, лауреат Нобелевской премии по литературе, от которой отказался. Родился в Париже в 1905 году, был единственным ребенком в семье. Рано потерял отца – офицера военно-морских сил Франции. С самого детства будущий философ проявлял незаурядные способности к чтению и обучению. Получил хорошее образование. Учился в одних из лучших учебных заведений Франции – сначала в лицее Генриха IV, после – в Высшей нормальной школе (фр. École normale supérieure). В этот период начинает формироваться его политическая позиция. Политическая деятельность Сартра – тема, достойная отдельной статьи. Здесь же уклон будет сделан в сторону его философских взглядов. После окончания университета Сартр в течение нескольких лет преподавал философию в лицеях Франции.  

В начале Второй мировой войны будущего философа призвали на фронт, однако в армию не взяли по причине проблем со здоровьем. Его отправили на службу в метеорологический корпус. В 1940 году Сартр был захвачен немецкими войсками и 9 месяцев провел в плену. После своего освобождения участвовал в подпольной антифашистской группе.  

В 1945 году вместе с Симоной де Бовуар и Морисом Мерло-Понти начинает издавать собственный литературно-политический журнал «Новые времена» («Тан Модерн», фр. Les Temps Modernes). Название было дано в честь фильма Чарли Чаплина, вышедшего на экраны в 1936 году. Картина рассказывает о человеке, который пытается найти свое место в новом индустриальном обществе. Редакцию журнала французские националисты захватывали пять раз.  

В течение всей жизни Сартр придерживался левых политических взглядов, склонялся к марксизму. Выступал против общественных институтов, так как считал, что они ограничивают свободу человека. По этой причине в 1964 году он отказался от присужденной ему Нобелевской премии. Сартр считал, что согласие обяжет его отныне выступать от имени института, присудившего ему награду. В заявлении «Почему я отказался от премии» (1964) Сартр пишет: «Писатель <…> должен действовать с помощью лишь тех средств, которые принадлежат только ему, то есть печатного слова. <…> Писатель не должен позволять превращать себя в институт, даже если это, как в данном случае, принимает самые почетные формы». Сартр участвовал в череде студенческих выступлений и демонстраций во Франции в 1968 году, и во множестве других политических протестов. Когда в 1980 году философ ушел из жизни, проводить его в последний путь вышло 50 тысяч человек.  

Жан-Поль Сартр 

За свою жизнь Жан-Поль Сартр написал немалое количество работ самых разных форматов: от философской онтологии до статей и пьес. Его произведения были посвящены политической повестке, социальным проблемам, философским вопросам. Однако во всех его трудах находила отражение экзистенциальная направленность его взглядов. Именно об экзистенциализме как о течении философской мысли речь и пойдет далее. 

Что такое экзистенциализм? 

Экзистенциализм – философское направление, сформировавшееся в начале XX века, в центре внимания которого оказывается человек и его существование в мире. Экзистенциализм опирается на взгляды таких мыслителей и писателей как Фридрих Ницше, Федор Достоевский, Серён Кьеркегор, отчасти – Зигмунд Фрейд. Данное философское направление исследует такие понятия как свобода человека в мире, его ответственность за совершенные поступки. Однако ключевыми являются не столько сами эти вопросы, сколько внутренние переживания человека, связанные с ними. От любого другого живого существа человека отличает наличие разума и способность осознавать себя в мире. Поэтому в течение всей жизни человек преобразовывает самого себя, свою личность, что является результатом череды совершенных им выборов и действий. Немаловажной данностью существования человека является то, что он знает о конечности своего бытия. Осознание этого факта, по мнению экзистенциалистов, ставит человека в пограничную ситуацию, заставляя его переосмыслить многие аспекты своей жизни.  

Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар 

Философия экзистенциализма имеет два направления – религиозное и атеистическое. Атеистическое направление сформировалось ближе к середине XX века. Последователями этого направления являются Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Симона де Бовуар, Мартин Хайдеггер. Если религиозный экзистенциализм предполагает обращение человека к высшим силам, то атеистический полностью перекладывает ответственность за существование на самого человека.  

Свобода и ментальная «тошнота» 

Центральное понятие философии Сартра – свобода. Свобода в понимании многих людей является базовой человеческой ценностью. Сартр описывал свободу не как привилегию, а как бремя, которое человек вынужден нести на протяжении всей жизни. Философ был убежден, что не существует обстоятельств, которыми можно обосновать тот или иной поступок. Любое решение – это всегда выбор индивида. Из-за того, что людям сложно взять на себя ответственность за свою свободу, они пытаются оправдать свои действия теми или иными условиями. По мнению философа, физическую свободу можно ограничить, тогда как онтологическую отнять нельзя. «Человек обречён быть свободным» потому, что вынужден нести ответственность за каждый свой выбор. 

«Тошнота» — дебютный роман Жан-Поля Сартра, увидевший свет в 1938 году.  

Это художественное произведение, написанное в формате личного дневника некоего Антуана Рокантена. Действие романа помещено в придуманный автором город Бувиль. Несмотря на эту условность, книга не носит иносказательный характер. Через внутренние переживания главного героя в произведении раскрываются философские темы одиночества, свободы, брошенности в неприветливом мире.  

В начале романа Антуан пишет, что столкнулся с неведомым ранее ощущением. Стоя на берегу моря, он решил бросить в воду гальку. И вдруг отчетливо почувствовал, как странно и неприятно камень лежит в его руке. Он выронил камень и ушел. Внутри герой ощутил смесь страха и недоумения, «увидел нечто, от чего стало противно». С тех пор доселе незнакомое чувство навсегда поселилось внутри него. Впоследствии Антуан называл это ощущение «болезнью» и «тошнотой».  

Речь идет о метафизическом переживании, когда человек внезапно выпадает из привычного распорядка дня и осознает себя существующим. В череде повседневных дел люди зачастую забываются в социальных ролях, задачах и планах. «Тошнотой» Сартр называет то состояние индивида, когда тот обнаруживает, что никто и ничто не может спасти его от ощущения одиночества и бессмысленности. Что все общественные установки – лишь мишура, дающая иллюзию ценности совершаемых действий. Герой романа описывает это чувство, как осознание отчужденности от других людей, от мира и даже от себя самого. Сам факт собственного существования кажется герою невыносимым. Он не знает, где найти осмысленное применение себе, почувствовать себя причастным к чему-то по-настоящему значимому.  

Антуан пытается найти утешение в написании исторического труда о Маркизе де Рольбоне (вымышленный герой). Но впоследствии приходит к мысли, что «ни один существующий никогда не может оправдать существование другого». Также герой ищет успокоение в любимой женщине, с которой у него был роман в прошлом. Однако она оставляет его. Вскоре герой понимает, что было опрометчиво искать убежище от своих страхов в другом человеке. Лишь в конце романа герой находит свое истинное спасение – он решает начать заниматься искусством. Ибо искусство «не подвластно существованию», находится «над ним».  

Так как Сартр придерживался атеистических взглядов, герой его романа не стремится надеяться на высшие силы. Но искусство воспринимается им как возможность выйти за пределы обыденности и привычной упорядоченности, открыть новые формы и смыслы. И тем самым «оправдать свое существование».  

Впоследствии идеи свободы выбора, изолированности и поиска смысла Жан-Поль Сартр раскрывает в своем фундаментальном труде – философской онтологии «Бытие и ничто» (1943 год).  

Одна из главных идей книги состоит в том, что существование предшествует сущности. То есть, сначала человек рождается как существо, а в течение жизни формирует и реализует себя как личность. Также Сартр анализирует такие вопросы как особенности человеческого сознания, способы познания себя, других людей и мира вещей.  

Маленький занимательный факт, чтобы немного разрядить сложную философскую обстановку. У Жан-Поля Сартра был кот, которого звали Ничто. 

«Манифест любви» 

«Любить – это значит хотеть, чтобы меня любили, следовательно, хотеть, чтобы другой желал, чтобы я его любил».  

Ж.П. Сартр «Бытие и ничто» 

С Симоной де Бовуар Сартр познакомился в университете. Симона де Бовуар – французская писательница, идеолог феминизма, автор книги «Второй пол», посвященной исследованию роли женщины в истории человечества. Молодые люди сошлись во многих взглядах, увидев друг в друге равных себе интересных собеседников. «Я как будто встретила своего двойника» — говорила де Бовуар о Сартре.  

Сартр полагал, что свобода – основополагающая ценность во всех сферах человеческой жизни. Любовные отношения не стали для него исключением. Если в современном мире термином «свободные отношения» сложно кого-то удивить, то в XX веке подобная форма взаимодействия была в диковинку. Симона и Жан-Поль заключили «Манифест любви», решив никогда не вступать в законный брак, не вести совместный быт, не ограничивать свободу друг друга в интимной сфере и не заводить детей.  

Их странный для многих союз продолжался долгие годы, вплоть до самой смерти Сартра. Главными объединяющими звеньями в их отношениях была интеллектуальная близость, общность мировоззрений, взаимопонимание и поддержка. Свой первый роман Сартр посвятил Симоне де Бовуар, подписав его: «Посвящается Бобру» («Бобёр» — ласковое прозвище Симоны де Бовуар).  

  Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар 

Почему «Ад – это другие»? 

В философии Сартра «Другой» — это любой человек, встречающийся индивиду на жизненном пути. Понятие Другого занимает значимое место в концепции экзистенциализма. Индивид живет в социуме и регулярно пересекается с людьми. Каждый встречный – некто, обладающий разумом и мышлением, проникнуть в сознание которого не представляется возможным. Именно в этом кроется сложность человеческих взаимоотношений. Другой – не предмет интерьера, не домашняя утварь, и даже не животное. Это тот, кто может выносить суждение об индивиде, тот, в чьих глазах он находит подтверждение того, что жив. 

В пьесе «За закрытыми дверями», речь о которой шла в начале статьи, Сартр рисует перед зрительским взором некий отель.  

В процессе развития действия становится ясно, что посетители отеля – грешники, чьи души попали в ад. Они ждут своей участи, предполагая, что сейчас их начнут пытать и мучить. Вместо этого всех прибывающих расселяют по номерам и оставляют в покое. Сартр предлагает «заглянуть» в один из таких номеров, куда были распределены трое незнакомых друг с другом людей.  

Каждый из героев в первые часы знакомства старается скрыть правду о своей земной жизни. Однако вскоре им становится известно, какие грехи совершал каждый. Никто из героев не пытается понять другого. Напротив, каждый осуждает и презирает друг друга за совершенные злодеяния. Покинуть номер отеля страшно: герои не знают, что находится за пределами комнаты. Поэтому боятся выйти даже в коридор. Также после смерти у них пропала нужда во сне и пище. Как следствие, им предстоит провести вечность в душном номере отеля под осуждающими взглядами друг друга.  

В этом заключаются муки представленного Сартром ада: находится рядом с теми, кто презирает тебя, не имея возможности уйти или хотя бы забыться сном. 

«Мы останемся одни до конца. Здесь недостаёт палача. Сокращение штата. Клиенты делают работу сами. Каждый из нас является палачом для другого». Источник: фильм «За закрытыми дверями» (1954 г) 

Сартр говорил о том, что в этой пьесе показаны «искаженные» отношения между людьми, поэтому они мучительны. Другой человек не является «адом» сам по себе. «Адом» становится его осуждение, насмешка, презрение, жестокость по отношению к нам. С этими человеческими проявлениями столкнуться страшнее всего. Взаимодействие, основой которого является попытка понять, а не осудить другого, может быть приятным и плодотворным.  

Может показаться, что экзистенциализм является мрачной и пессимистичной философией. Одинокие, брошенные в мир люди, боящиеся осуждения за свои действия со стороны других. Это лишь одна сторона медали. Экзистенциальная философия призывает не отчаиваться, а научиться жить с неприятными данностями реального мира. Совершать свободный выбор и нести за него ответственность, быть самостоятельным, честным. На основе экзистенциализма сформировалось такое направление как экзистенциальная психотерапия. Оно призвано помочь людям вести осознанную жизнь и помогать справляться с базовыми человеческими страхами. Кажется, звучит неплохо и жизнеутверждающе. Но об этом в другой раз.  

Сартр в литературе и массовой культуре 

Личность Жан-Поля Сартра стала настоящим культурным и социальным феноменом. Его философские и политические взгляды имели большое значение в обществе, оказывали сильное влияние на умы современников. Уже в 1947 году появляется первое упоминание о Сартре в художественной литературе. Речь идет о романе французского писателя Бориса Виана «Пена дней». В книге присутствует персонаж с пародийно измененным именем реального человека – Жан-Соль Партр. В этом произведении автор высмеивает не Сартра и его взгляды, а тенденцию, сформировавшую культ вокруг его философии и личности.  

В 1973 году увидела свет поэма в прозе «Москва-Петушки» русского писателя Венедикта Ерофеева. В книге есть сцена, где, будучи в состоянии сильного алкогольного опьянения, герой начинает рассказывать вымышленную историю о своей прогулке по Парижу. В частности, он упоминает о том, как встретил на одной из улиц гуляющих Сартра и Симону де Бовуар.  

Эпизодически философия Сартра затрагивается даже в мультсериалах. В мультсериале «Дарья» (1997 – 2002) в руках главной героини можно заметить книгу «Тошнота». В одной из сцен Дарья Моргендорффер частично цитирует пьесу Сартра: «Ад – это другие люди. Хотя нет, ад – это я сама» (2 сезон, 6 серия). Фамилия Сартра упоминается также в мультсериале «Конь БоДжек» (2014-2020). 

Кадр из мультсериала «Дарья» (2 сезон, 6 серия) 

Анимационный фильм «Пробуждение жизни» (2001 год), в котором анализируется тема сновидений, касается различных философских и научных направлений. Одно из них – экзистенциализм. В фильме есть сцена, демонстрирующая лекцию в университете. Профессор произносит фразу, которой хотелось бы завершить данный материал. 

Кадр из анимационного фильма «Пробуждение жизни» (2001 год) 

«Экзистенциализм часто называют философией отчаяния. Но я с этим категорически не согласен. Однажды в интервью Сартр сказал, что никогда в жизни не чувствовал отчаяния. Единственное чувство, возникающее от прочтения этих работ – не страдание от жизни, а способность управлять жизнью».  

Материал подготовила Анастасия Шеина 

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *