Окружающая нас реальность изменчива. Над ней ставят опыты, проводят её метаморфозы. И всё это делается в угоду повально сниженной концентрации общества. Часовые видео, внушительных размеров лекции и прочее проигрывают своим двухминутным детям из «TikTok», «Youtube Shorts» и далее по списку. Клиповое мышление привело нас к конфликту с информацией. Большая часть нынешнего поколения просто не в силах сидеть на парах и запоминать все слова лектора.
Вы будете правы, если заметите, что дело ещё и в говорящем. Да, какой-нибудь Юрий Дудь со своими полуторачасовыми интервью показывает огромное количество просмотров, но сами понимаете насколько легка для усвоения эта фастфудная информация. Люди более харизматичные и интересные привлекают внимание тембром, подбором слов и далее. Ведь в одно время с «TikTok» появились и подкасты. Пусть они и не совсем молоды, но в молодёжных шмотках смотрятся аутентично. Смена формата, переименование и далее, далее, далее. По факту мы просто вырезали одну из программ на радио, дали ей свою волну вещания, на которой она раз в неделю (или реже) выходит в эфир на какой-нибудь час или два.
К чему же я клоню? Из названия вы могли догадаться о теме текста, но выстроить декорации было необходимо. Спорт тоже меняется в угоду быстрой и динамичной реальности.
Для наглядности краткая история баскетбола:
- 1901-й — появляется дриблинг, но игрок всё ещё не может бросать по кольцу.
- 1910-й — пас от пола, быстрые прорывы.
- 1915-й — дриблеру разрешают бросать мяч в кольцо.
- 1932-й — введено правило 10 и 3 секунд. До этого команда могла владеть мячом в тыловой зоне неограниченное время. Правило трех секунд сперва касалось только игрока с мячом, а в 1935-м было распространено на всех игроков нападающей команды. (Тут с датами возникли небольшие проблемы, поскольку в нескольких источниках разная информация, но суть вы уловили.)
- 1936-й — убрано правило спорного мяча после забитого броска. Теперь мяч не разыгрывают между командами, а владеют им те, кто пропустил бросок.
- 1954-й — правило 24 секунд на атаку в NBA. В остальном мире — 30 секунд.
- 1961-й — до этого момента данки были нарушением игрового этикета. Мол, только рослые игроки могли их делать. Но в 61-м это правило отменили. Немного позже оформилось и название — «слэмданк».
- 2001-й — владение мячом в тыловой зоне уменьшилось с 10 до 8 секунд.
С футболом было не столь много изменений, касающихся динамики, но вратарям разрешили играть руками, в игру добавили замены игроков, судья вышел на поле и перестал смотреть на всё с трибуны, появились боковые арбитры. Были ещё изменения и в пенальти, и касаемо нарушений, но стоит отметить отдельно то, что произошло в 1996-м году. Арбитрам теперь не разрешается останавливать игру за нарушение, если пауза вредит атакующей команде. В общем, было сделано многое в угоду зрелищности, что, в принципе, подтверждает вышеописанные тезисы. И вряд ли кто-то удивится, если лет через сто спорт будет выглядеть совсем иначе.
А как он будет выглядеть?
Вряд ли мы можем с точностью и уверенностью говорить о каких-то конкретных изменениях, но, если обратиться к истории, выводы напрашиваются сами собой. Зрелищнее и быстрее. Не удивлюсь, если какие-нибудь баскетбольные матчи начнут монтировать в духе Гая Ричи. Использовать различные наезды камеры, все те приёмы из кино, которые удерживают внимание зрителя. Если посмотреть трансляции тех же олимпийских игр, то и там это уже прослеживается — акценты на эмоциях спортсменов, краткие сводки, лучшие моменты и так далее.
И спорт в искусстве, который мы видим на экранах кинотеатров или где-либо ещё, как раз таки лишён скуки, затянутости и прочего. Конечно, если автор не имеет цели уничтожить свою карьеру. Огромное внимание сконцентрировано на личностях и динамике происходящего. Это могут быть байопики об отдельно взятых людях, как, например, «Тоня против всех», где внимание уделено больше личной жизни, нежели спорту. Или произведения такие, как «Скалолаз» Сакамото Синъити или «Первый шаг» Джорджа Морикавы, где хронометраж делится пополам — между личной историей главного героя и раскрытием тонкостей конкретного спорта. Более того, то самое раскрытие тонкостей в вышеприведённых примерах доходит до мельчайших деталей — например, углы наклона камней в «Скалолазе» или страницы текста об альпинистском снаряжении, где перечислены все его характеристики. Такие произведения погружают читателя не только в «правила игры», но и, вероятно, могут вдохновить на личные свершения в том или ином спорте. После «Первого шага» или «Священной земли» действительно хочется попробовать единоборства или, как минимум, разобраться в их тонкостях.
Что касается спортивных матчей, показанных в фильмах, то есть главная и очевидная причина такого подхода — хронометраж. Но так же существуют поводы и поменьше. Например, та же динамичность. В матче просто не может каждую минуту происходить что-то выдающееся и интересное. По факту то же «Движение вверх», как и многие другие подобные картины, построено по принципу лучших моментов. Только с более выгодными, профессиональными ракурсами и акцентами.
Мы уже привыкли к такому, поэтому народ требует хлеба и зрелищ. Любители спорта делятся на два типа: те, кому интересен непосредственно спорт, и те, кому интересна его подноготная вроде конфликтов, скандалов и так далее. UFC не зря проводит пресс-конференции, записи взвешиваний и прочего, ведь бойцы-шоумены устраивают зрелище ещё до самого поединка. Заявления Макгрегора, выходки Диаза, Ковингтона и других — внимание на этом сконцентрировано чуть ли не больше, чем на самом бое. Оно и понятно, ведь без скандального подогрева рейтинги матча вряд ли будут такими большими.
Спорт, как и кино, литература, музыка это не только заложенный в него изначально смысл, но уже и рупор идей, трансляция позиций и взглядов.
Например, акции футболистов в знак протеста против полицейского произвола США. Спорт перестал быть чистым соревнованием в силе, ловкости и интеллекте достаточно давно. Был ли он изначально без примесей политики и личных взглядов — сказать довольно сложно, но сейчас это ощущается как никогда сильно.
Если кратко резюмировать вышесказанное, то правила в спорте, скорее всего, будут дополняться в угоду динамике. Личности встанут на первый план, отодвинув действия. Высказывания спортсменов и трансляция их позиций станет абсолютной нормой и, вероятно, моветоном будет как раз таки придерживаться аполитичных взглядов. Даже сейчас рекорды тех или иных спортсменов являются чуть ли не личной гордостью каждого! Они совершенно точно считаются гордостью страны, будто в одном конкретном спортсмене сосредоточена вся национальная идея. Когда мы спрашиваем у товарища «кто же побеждает?», то в ответ вполне закономерно можем услышать — «наши». И на этом успокаиваемся, ведь если мы первые хотя бы в спорте, то, значит, мы, так или иначе, первые. А во всех ли областях — уже не так важно.
Материал подготовил Любомир Сурков