Культура

История последнего поединка

Нормандское утро морозного декабря 1386 года никак не может помешать публике собраться на территории монастыря Сен-Мартен-де-Шам. Зеваки, высокие сословия и король поднимаются на миниатюрную арену. Местный Колизей. Тем, кому не хватило мест залезли на деревья, чтобы хоть краем глаза увидеть гладиаторский бой двух рыцарей.  

Столь кровопролитное зрелище даже заставляет забыть о проблемах в стране. Бушует чума, идет гражданская война из-за нововведений налогового обложения.  

На поединок выходит в синем рыцарском облачении, Жан Де Карруж верхом на своем боевом коне, что прошел несколько войн. Следом прибывает леди Маргарита, за правду которой сегодня будет биться муж. В конце концов публика видит Жака Ле Гри, обвиняемого в жестоком преступлении.  

Суду поединком Жана Де Карружа и Жака Ле Гри суждено было стать последней официальной дуэлью.   

Demarrer 

Многие скажут, что эпичнее может быть только роман Толкиена, но именно так многие описывают последний суд поединком, в ходе которого должен разрешится спор между двумя конфликтными сторонами. Судебная дуэль провозглашает выжившего дуэлянта победителем в споре, соответственно, и в “Небесном Суде, в котором Господь сам обозначил виновника”. Обычно поединок назначался лишь в том случае, если присяжные не могли установить виновного, а опрос свидетелей не давал результатов.  

В 2004 году вышла книга американского ученого, литературного критика, Эрика Джагера «Cherchez la femme, или Только Бог их рассудит». Именно он в своей книге провел целое историческое исследование на тему рыцарского поединка, которому было суждено стать легендарным. Изучение множества документов, рукописей, касающихся того времени, проглядываются уже с первых страниц. Джагер прекрасный специалист по средневековой культуре, чего только стоят его знаменитые монографии.  

“Всем любителям романтики посвящается…” 

Что же стоит сказать о композиции и эпике романа. Трудно определить жанр, потому что книга сперва напоминает исторический роман, окунаясь периодически в беллетристику, а затем и вовсе становится триллером. Но вот интриг и динамики рыцарского турнира вы не почувствуете. Также быстро развеются все аутентичные мечты, о том, как мужчины отстаивают имя прекрасной дамы, а затем победивший зло рыцарь с возлюбленной уезжают в алый закат с почестями. Определенно, ждать от этого произведения не стоит, как, впрочем, и красочных битв. Джагер не преподносит их героически, потому как льется кровь с обоих сторон. 

 В первую очередь это не традиционный рыцарский роман — это исследование историка, проливающее свет на быт и характер персон того времени. Эта история о преступлении и наказании.  

Начало конфликта между Карружем и Ле Гри началось задолго до этих событий. Род Жана Де Карружа был одним из самых старых в Нормандии, чьей короне они всегда верно служили. Жан предстает перед читателями храбрым, но безрассудным воином. Типичный солдат — хладнокровный, вспыльчивый и суровый мужчина без титула, как бы сказали сейчас “пушечное мясо”. Жан побывал в многочисленных походах, воевал за деньги. В то время способов заработать было мало — либо сдавать свои земли в аренду мелким помещикам, либо идти в военный поход, получая деньги из казны.  

Milieu”  

 Интересно сравнивнить современные тенденции, которые актуальны сейчас, именно с событиями дуэли. Популярная некоторое время назад организация “Ми Ту”, где свободно женщины могли высказаться о проблемах, с которыми столкнулись в медиа-индустрии из-за мужчин.  

Положение девушки в Средневековье было еще хуже. И дело даже в мужском превосходстве, отрицании их, как отдельных и самостоятельных персон. Исходя из этого можно сделать вывод, что Маргарита целиком и полностью осознавала, как трудно будет выстроить обвинения против Ле Гри. С одной стороны, эта история о девушке, нашедшей в себе силы бороться, но также это просто история, которую необходимо узнать.   

Вы только представьте, что входило в условия дуэли: Маргарита в случае поражения мужа на дуэли будет сожжена на костре за клевету на знатного рыцаря, а победитель определяется Богом (кто выжил, тот и победил) 

Книга Э. Джагера написана максимально беспристрастно, чтобы дать возможность читателю самому выбрать сторону, произвести анализ -и это очень хорошо. Джагер хочет оставить на наших плечах и выбор, кому сострадать, а кому желать смерти из персонажей. Ведь даже при отсутствии динамики книга находит отклик.   

Материал подготовил Данила Гришечкин

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *