Культура

«Чёрный квадрат» Малевича. Почему это шедевр? 

Знаменитая картина Малевича «Чёрный квадрат». Внешне кажется, что это – совершенно обычная геометрическая фигура, которую мог бы нарисовать каждый ребёнок. Как возникло такое «недоразумение»? И почему «Чёрный квадрат» Малевича признаётся настоящим произведением искусства? Попробуем разобраться. 

Искусство начала XX века 

На стыке XIX-XX веков художники поняли, что классическое искусство себя исчерпало. Уже было создано всё, что только можно. Каждый новый художник, который появлялся в этом направлении, привносил что-то своё. Леонардо да Винчи, например, прославился светотенью.  

Но в итоге классическое искусство пришло к тому, что всё оказалось открыто и рассмотрено с разных сторон. Попытки найти что-то новое приводили только к повторам того.  

И тогда появились Василий Кандинский и Казимир Малевич. Они захотели продвигаться новым путём. Василий Кандинский предложил вместо классического, что-то абстрактное. Он отказался от сюжета и начал транслировать эмоции художника напрямую. 

У Казимира Малевича была своя теория. Он пришёл к супрематизму как к чистой идее. 

Супремати́зм — направление в авангардистском искусстве, основанное в 1915 году Казимиром Малевичем. Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний. 

Художник решил, что необходимо вернуться к истокам, к одним лишь форме и цвету, отказаться от всего лишнего. Согласно теории супрематизма существуют всего 3 формы: круг, квадрат и крест. Также Малевич выделял несколько чистых цветов, и чёрный к ним относился.  

Таким образом, «Черный квадрат» стал квинтэссенцией супрематизма. В нём сконцентрировалось всё то, что его автор считал основным. Это как точка отсчёта, смерть старого искусства и начало нового. 

Черный квадрат на самом деле НЕ чёрный 

«Чёрный квадрат» на самом деле квадратом не является. Его стороны НЕ равны друг другу. И противоположные стороны НЕ параллельны друг другу. К тому же «Чёрный квадрат» НЕ совсем чёрный. Химический анализ показал, что Малевич использовал три самодельные краски. Первая — жженая кость. Вторая — чёрная охра. А третья — ещё один природный компонент … темно-зеленого оттенка. Ещё Малевич примешал МЕЛ. Чтобы убрать эффект глянца, присущий масляным краскам. 

То есть художник не просто взял первую попавшуюся чёрную краску и закрасил начерченный квадрат. Как минимум он день потратил на подготовку материалов. 

Существует четыре «Чёрных квадрата» 

Если бы это была случайно написанная картина, художник не стал бы ее копировать. В течение последующих 15 лет он создал ещё 3 «Чёрных квадрата». 

Если посмотреть на  все 4 картины (две хранятся в Третьяковке, одна в Русском музее, ещё одна — в Эрмитаже), то наверняка можно обратить внимание на то, насколько они не похожи. Несмотря на всю их простоту, они разные. Первый «Квадрат» 1915 года считается самым энергетически заряженным. Все дело в удачном подборе оттенков чёрного и белого, а также в составе красок.Все четыре картины не похожи ни размером, ни цветом. Один из «Квадратов» больше по размеру (1923 года создания, хранится в Русском музее). Другой — намного чернее. По цвету он самый глухой и всепоглощающий (также хранится в Третьяковке). 

«Чёрный квадрат» закрывает ещё две картины 

На «Квадрате» 1915 года вы наверняка заметили трещины. Сквозь них виден нижний слой краски. Это цвета другой картины. Она была написана в протосупрематическом стиле. Что-то вроде «Дамы у фонарного столба». Под ней — другое изображение. Уже третье по счёту. Написанное в стиле кубофутуризма. Вот так этот стиль выглядит. Поэтому кракелюры и появились. Слишком толстый слой краски. 

Зачем же это нужно? 

Возможно, это случайность. Художника осеняет идея. Он хочет ее выразить сразу. Но под рукой может не оказаться холста. Но даже если холст есть, его нужно готовить, грунтовать. Тогда в ход идут малозначимые картины. 

Эволюция от кубофутуризма к кубосупрематизму и к чистому супрематизму в «Чёрном квадрате». 

Почему “Черный квадрат” шедевр? 

Смысл «Чёрного квадрата» как раз в том, что он практически отринул форму. Здесь нет совершенно ничего лишнего, всё максимально упрощено. Но это в то же время всё равно произведение искусства, потому что за ним стоит идея. Главное в данном случае – концепт, что Казимир Малевич очень хорошо показал. Для своего времени он был новатором, который смог перевернуть существовавшие тогда представления об искусстве. И именно поэтому его произведение настолько важно. 

В статье использовались материалы : К. Малевич «Черный квадрат»; «Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой». 

Материал подготовила Кристина Дрожжина 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *