Средневековье
В Средневековой Европе модными считались бледные, нетронутые загаром лица, а католическая церковь была настроена решительно против любого использования косметики. Ведь главное – это красота душевная, но никак не физическая. Но, тем не менее, женщины все же подкрашивали губы и румянили щеки. В моду также вошла высокая линия лба – и волосы надо лбом могли сбриваться, выщипывались брови и ресницы. Мода на высокую линию лба сохранится и позже – в период Возрождения.
Другой интересный момент эпохи Средневековья — мода на раскосые глаза. Добиться этого европейским красавицам было непросто. В моду надолго входит чрезмерная бледность, как символ аристократической красоты (загар тогда был признаком работающего под солнцем, простонародья). Особо смелые дамы даже делали себе кровопускание, но обычно в обиход шли печально известные белила из свинца. Итальянки использовали их так обильно, что быстро портили себе кожу. После чего, чтобы вернуть свежесть, прикладывали к коже… смоченные в молоке куски говядины. Образ измождённых астеничек, готовых вот-вот покинуть сей бренный грешный мир, немного оживился с появлением трубадуров и их культа Прекрасной Дамы. Теперь от красавицы требовалось, чтобы её взгляд был ясным и весёлым, губы и ланиты алели, подобно розе, а подбородок был маленьким, круглым и раздвоенным.
Период Возрождения
Во времена Возрождения лица красили свинцовыми белилами, использовали помаду, и пудру.
Продавалась в те времена в Италии и пудра на мышьяковой основе. Такую пудру можно было купить в косметической лавке госпожи Туфании из семейства Тофана. Весьма сообразительные покупательницы могли использовать такую пудру не только в косметических целях, но и в качестве яда — растворив ее в воде.
Свою жизнь госпожа Туфания закончила на костре. Но ее дело продолжила Теофания ди Адамо также из семейства Тофана. Теофания считается изобретательницей яда «аква Тофану», секрет которого так и не был раскрыт до сих пор. Данный яд был ядом без вкуса и запаха. При этом он убивал постепенного, а признаки отравления легко можно было спутать с признаками болезни, к примеру, брюшного тифа. Жертвами яда «аква Тофану» в основном становились мужчины – мужья и любовники роковых итальянок. Теофания также была казнена святой инквизицией.
XVII-XVIII века
В XVII и XVIII веках – периоды барокко и рококо – моду задает французский двор. Косметику в те времена использовали в больших количествах. Использовали как мужчины, так и женщины – красили яркой помадой губы, румянили щеки, белили лица – бледный цвет лица по-прежнему в моде, пудрили парики, использовали разнообразные ароматические вещества и духи в огромных количествах. В том числе и для того, чтобы заглушить запах немытого тела, так признавалась испанская королева, правда еще в XV веке Изабелла Кастильская — за всю жизнь она мылась всего два раза — при рождении и в день свадьбы.
Людовик ХIV, французский король XVII века, король-солнце, также мылся несколько раз в жизни — и то по совету врачей. В те времена дворяне лишь омывались – во дворцах были тазики с водой, в которых они поласкали руки и лицо. Поэтому французские аристократы и дамы тех времен благоухали не ароматами туберозы и лаванды, а совсем иными запахами. К слову сказать, на Руси всегда любили мыться в русской бане, даже простые мужики.
В период рококо мода на бледные лица усиливается – лица не только покрываются белилами, но еще и голубой краской подводили линии вен. При этом на фоне бледного лица должны были выделяться ярким красным пятном губы и румяные щеки – как у женщин, так и у мужчин. И все это в сочетании с прическами невероятных размеров.
В Англии времен Королевы Елизаветы I (период царствования 17 ноября 1558 — 24 марта 1603 года) косметику наоборот старались не использовать, считая ее вредной для здоровья. В то время бытовало поверье, что косметика не дает коже испарять влагу. Не любили косметику англичане и периода правления королевы Виктории (XIX век). Впрочем, англичанки, чтобы придать щекам хоть какой-то румянец перед выходом в свет нещадно пощипывали их и кусали губы, с целью придать им более яркий цвет.
Материал подготовила Любовь Калбазова