Кристофер Нолан – британский режиссер и сценарист, всемирно известный своим нелинейным повествованием, нуарной эстетикой, завораживающими кадрами и игрой со временем. Стиль Нолана уникален, его картины отличаются музыкальным сопровождением, а съемочный процесс в основном обходится без привычных хромакейных фонов.
Сдержанный, по сравнению с привычными голливудскими стандартами, визуальный стиль Нолана виден во всех его работах. Он старается концентрировать внимание зрителя на истории, а не на чрезмерных спецэффектах, мешающих повествованию. Желая показать максимально правдоподобную картинку, Кристофер в крайне редких случаях использует визуальные эффекты, снимая основную часть своих работ даже без использования зеленых фонов. Для режиссера важно и насколько реально все выглядит, и как органично будут вести себя актеры в таких условиях. Из-за такого трепетного отношения к созданию фильмов, многие актеры мечтают сыграть хотя бы эпизодическую роль у Нолана. Режиссер вместе с дизайнерами и художниками из съемочной команды много путешествуют в поисках тех самых локаций для фильмов, которые можно лишь чуточку приукрасить при помощи декораций. Нолан любит заставлять зрителя сомневаться в реальности того, что он смотрит. И если он может снять какой-то эффект или трюк «натурально», он делает это по-настоящему, лишь добавляя детали при помощи компьютерной графики.
Освещение в работах Нолана тоже имеет особый характер. Режиссер предпочитает держать объект в ярких тенях, не слишком его освещая. Вместо того чтобы освещать обе стороны лица основным светом, фирменный стиль Нолана состоит в том, чтобы ключевой свет попадал только на ближний глаз, так чтобы три четверти лица были в тени.
Нолан является ярым сторонником широкоформатной съемки, он снимает многие свои фильмы на 65мм-камеру. Это широкое поле зрения само по себе похоже на особый эффект, и в сочетании с захватывающими локациями оно может создавать визуальные эффекты, которые кажутся действительно необычными. Кроме того, режиссер всегда находится непосредственно за камерой, а не следит за съемочным процессом через привычный плейбек.
Кристофер предпочитает снимать диалоги средним планом, а не широким или крупным, так он показывает лицо говорящего, голову и плечо собеседника и в то же время демонстрирует окружающую их среду. Таким образом, зритель чувствует себя непосредственным участником разговора.
Стиль съемки Нолана не так вычурен, как кажется, но мало кто может сохранить сложность в повествовании истории с замысловатыми многоуровневыми временными рамками так, как делает это Кристофер. А вовлеченность режиссера и его активное участие на всех этапах съемочного процесса делает его одним из самых талантливых деятелей кино за все времена.
Материал подготовила Агата Подчезерцева