Смешанные единоборства сегодня стали настоящим мейнстримом. Большие деньги, маркетинг и ставки смогли превратить спорт в бизнес. Как на это повиляли топ-менеджеры UFC и Конор Макгрегор, чего ждать в будущем от Хабиба и зачем Баста основал свой турнир, читайте в нашем материале.
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
В начале 90-х монополию на бои составляли боксерские турниры. В 1991 бизнес-консультант Арт Дейви съездил на отдых в Бразилию, где узнал о смешанных единоборствах. Тогда возникла идея совмещения нескольких стилей борьбы и создания международного соревнования.
Самый первый турнир назвали Ultimate Fighting Championship — до нас термин дошел в сокращенном виде (UFC). Боксерский ринг превратился в стандартную «клетку», а канал SEG выкупил права на трансляцию «спортивного шоу».
К 1993 году сформировался набор направлений борьбы, представленных на UFC. Это бокс, кикбоксинг, шутбоксинг, сумо, карате и восточные стили боя. Платный канал SEG тогда продал 80 тысяч абонементов — аудитория, как в Древнем Риме, яро желала «хлеба и зрелищ».
Тогда же начались проблемы с конкурентами и политиками. Некоторые партии выступали против «петушиных боев» и требовали наложения запрета на опасные виды спорта. Позже оказалась, что таким образом боксеры, потерявшие былую славу, пытались обезоружить борцов. У них не получилось — рейтинги и реклама работали только в плюс UFC. Однако у федерации появились некоторые ограничения: жесткие правила, разделение по весовым категориям, медосмотры и регламент проведения боя.
Главным человеком в истории UFC стал Дэйна Уайт. В нулевых бои стали неприбыльными, и на тот момент промоутер Уайт обратился к старому другу Фертитта. Произошла покупка UFC, превращение рядового менеджера в президента и создание культа смешанных единоборств. UFC начал трансформацию в самый масштабный и прибыльный бизнес-проект, связанный со спортом (конкуренцию ему может составить только футбол).
ФЕНОМЕН ХАБИБА
Хабиб Нурмагомедов — легенда UFC и смешанных единоборств. Поговаривают, что благодаря ему этот опасный спорт даже введут в программу Олимпийских игр и финансирования со стороны государства.
Разобраться в его феномене достаточно просто. В отличие от продающего виски Макгрегора и увлекавшегося запрещенными веществами Диаса, дагестанский спортсмен соблюдает дисциплину. Он показывает в октагоне удивительные вещи, умножая талант на «школу» своего отца-тренера и преданность ему. По данным статистики, Хабиб невероятно вынослив, силен и обладает огромным количеством навыков. Он дерется с боксерами, «накрывает» борцов и «кикает» кикбоксеров. Нурмагомедов –– универсальный спортсмен, и в этом его феномен.
Благодаря своему профессионализму и серьезности подготовки к боям он стал их главной звездой и рекламным лицом. Компании борются за Хабиба, но он выбрал иной путь. Уже сейчас им открыты свои спортивные школы, созданы приложения для юных борцов, а о его мотивационном Инстаграме можно слагать легенды. Теперь он тренирует Ислама Махачева, надеясь передать чемпионский пояс ему и оставить титул в пределах Дагестана. С таким подходом, дисциплиной и твердостью намерений, мы уверены, все получится. Осталось дождаться снятия карантинных мер, чтобы соревнования продолжились.
ПОЧЕМУ ЭТО ТАК ИНТЕРЕСНО
Насилие всегда привлекало людей. И в Колизее, и в наше время адреналин и кортизол подстегивают к массовому помешательству.
Сам бой может быть никому не интересен! Увлекает подготовка — несколько месяцев треш-толка, реклам, громких заявлений и провокаций.
Увеличивает аудиторию и редкий рост количества женщин-бойцов. За красивыми сильными девушками наблюдают миллионы! Ронда Раузи, например, благодаря единоборствам стала одной из самых богатых и узнаваемых представительниц «вуман-файтинга» в мире.
Еще одна причина популярности — воплощение игры в жизнь! Все мы в детстве «рубились» в Мортал Комбат и Теккен. В UFC они стали реальными: тут и смешение стилей, и зрелищность, и, конечно, возможность выбирать бойцов и мухлевать (но мы вам этого не говорили..).
Спрос аудитории порождает предложение. Из-за потребности людей в постоянном развлечении, единоборства ушли «в народ». Теперь и Баста открыл свой «файт-клаб», и блогеры вызывают друг друга на бой с завидной регулярностью. Истины и потребности остаются прежними — удовлетворение инстинктов. Борцы выбрасывают тестостерон, аудитория — адреналин, а снимают сливки с этого хорошие менеджеры и их «официальные лица».
Как и все, что становится популярным, бои обесценятся, а на их место придет что-то иное. Может, «стрела» вакцинированных против антипрививочников? Кажется, в пандемию можно смело рассчитывать на хорошую борьбу. Со ставками, правда, придется повременить — результаты UFC в этом вопросе гораздо более прогнозируемые …
Материал подготовила Алена Александрова