Стиль жизни

Общество потребления

Существует очень много вариантов определения данного понятия. Одно из них звучит так: «общество потребления – совокупность общественных отношений, в которых ключевую роль играет индивидуальное потребление, опосредованное рынком». Часть исследователей рассматривают общество потребления, как понятие, напрямую связанное с капитализмом. Словосочетание «общество потребления» также используется как краткая характеристика современного общества и несет в себе больше негативной окраски.  

Для формирования общества потребления необходимы определенные условия. Основными выделяют:  

  • наличие достаточного количества предметов потребления по доступным ценам; 
  • преобразование производства, возникающее вследствие развития промышленности и падения цен; 
  • торговая революция – построение огромного количества торговых центров; 
  • урбанизация, т.к. основной сбыт товаров происходит именно в городах; 
  • увеличение материальных и временных ресурсов: без этого фактора общество потребления не сформировалось, потому что у людей не было бы ни средств, ни времени ходить в магазины. Вспомнить хотя бы то, как жили в начале XX-го века и сколько часов в день работали. 

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что общество потребления сложилось благодаря промышленному прогрессу и росту жизни населения.  

Но у общества потребления есть и обратная, темная сторона

Первая проблема – перепотребление, т.е. покупка не только необходимых товаров, но и абсолютно бесполезных. Перепотребление ведет к быстрому выкачиванию природных ресурсов, огромному количеству различного мусора и сильно бьет по экологии. Ежегодно выбрасываются тонны еды, что уж говорить про вырубку лесов и загрязнение воздуха.  

В обществе потребления сильно падает качество товаров. Особенно отчетливо это видно на продуктах питания. Колбаса уже не состоит целиком из мяса, молоко производят из порошка и воды, хлеб пекут не из свежей муки, а из перемолотого старого хлеба. Производители идут на различные уловки только ради того, чтобы заставить вас потреблять их товары, даже они вам и не нужны. 

Например, раньше телефоны были со съемными аккумуляторами, которые можно было просто вытащить и поменять в случае поломки. Сейчас для смены аккумулятора большинство идет в сервис или же покупает новый телефон. Производители оправдывают несъемные аккумуляторы тем, что это сделано в угоду дизайна.  

Такая же история и с товарами в интернете. Если раньше разработчики просто просили фиксированную цену за продукт, то сейчас все чаще и чаще можно встретить систему ежемесячных подписок. 

В обществе потребления идет полная смена ориентиров

То, за кем наблюдают люди, показывает моральный и интеллектуальный уровень самого общества. Раньше в газетах и журналах печатались биографии рабочих, ученых, космонавтов. Сейчас – скандальных знаменитостей, бездарных рэперов и тиктокеров. Вспомните, на кого равнялись дети в 60-х – Гагарин, Королев, Сталин. И на кого сейчас – Моргенштерн, Даня Милохин, Инстасамка. Общество потребления выбирает кумиров себе по уровню. 

Поменялось и отношение к вещам. В обществе потребления вещь – это не что-то необходимое или полезное, а то, что показывает твой статус и значимость. Ярко можно отследить это по машинам. Можно же купить хорошую машину из бюджетного сегмента или же бизнес-класса, но от азиатских производителей. Однако большинство все равно возьмут «Mercedes», «Audi» и т.п. (в большинстве случаев еще и в кредит). Ведь если на дороге вас подрежет «Ока», вы догоните и покричите на водителя, но если «Mercedes», то вам вряд ли захочется связываться.  

Из этого вытекает массовая кредитизация населения

Нам через СМИ постоянно внушают, что для того, чтобы быть в тренде, необходимо то-то и то-то, а люди ведутся на эту уловку и влезают в кредиты. Рекламируют это все нынешние «кумиры»: кичатся деньгами, новыми брендовыми вещами, квартирами. 

Уровень жизни вырос за последние сто лет. А что еще выросло?

Правильно, огромная пропасть, отделяющая бедных от богатых. Появились сверхбогатые. Они, видя, что простым людям тоже хочется ощутить на себе всю прелесть богатой жизни, зазывают взять кредит. Это и делает их еще богаче, потому что они дают вам кредит под проценты, а бедных – еще беднее.  

Общество потребления идет к моральному упадку

Тебя оценивают не по твоим талантам и умениям, а по твоим вещам. В обществе потребления главным стало «казаться», а не «быть». Казаться, что ты лучше, богаче. Моральный упадок также заключается в общем протистуировании общества: все продается и все покупается. Процесс этот отчетливо виден в политике, журналистике, шоу-бизнесе (вспомнить хотя бы момент с рекламой поправок в Конституцию).  

В обществе потребления отчетливо проявляется интеллектуальный упадок

Знания должны быть простыми (иначе они просто не смогут стать массовыми), применимыми (именно поэтому самой читаемой литературой сегодня стала бизнес-литература) и сенсационными (для того, чтобы его было легче продать, а правда там или нет – не имеет значение). Именно поэтому люди так легко ведутся на фейки: сложно включать критическое мышление, если не имеешь крепкой базы знаний. 

В обществе потребления действительно увеличило число психически больных людей. И преступников

Идеалом считаются богатые люди, но не у всех получается стать такими же богатыми (не хватает знаний или просто не получается). А все в этом мире давит на человека. Он просто ОБЯЗАН быть богатым (иногда этим занимаются даже самые близкие люди). Тогда у человека два пути: либо погрузиться в бесконечную депрессию, либо пойти на преступление.  

Система потребления породила новый вид контроля населения: государство закручивает гайки, объясняя это тем, что пытается защитить людей от возросшей преступности. Таким образом, можно расширять полномочия работникам правоохранительных органов, вплоть до создания полицейского режима. Другой способ контроля выражается через кредитную систему: будучи простым человеком, ты всегда должен. И это сильнейший сдерживающий фактор (начнешь возмущаться – тебя посадят, а ведь еще за ипотеку надо платить). Уж лучше сидеть ровно.  

Материал подготовила Екатерина Куфтина 

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *