Наука и технологии

Влияет ли «жестокость» аниме на психику людей?

Суд Санкт-Петербурга 20 января 2021 года по иску прокуратуры признал запрещенными в России четыре японских анимационных сериала. Позже, 17 февраля, были запрещены еще несколько аниме. Такое решение было принято в связи с тем, что ранее на территории страны произошло несколько детских суицидов, погибшие были поклонниками японских мультфильмов.

Так ли опасно увлечение аниме-сериалами и действительно ли они могут оказывать негативное влияние на подростковую психику? 

Аниме привлекает подростков своей необычностью, нестандартностью. Известно, что во время подросткового периода ребёнок пытается решить сразу несколько противоположных задач. С одной стороны, он стремится стать индивидуальностью, понять, чем он отличается от других. С другой – пытается найти своё место в мире, найти свою группу единомышленников. Аниме позволяет подросткам решить задачу, связанную с ощущением собственной индивидуальности, особенности, и одновременно решить вторую задачу – обрести друзей по интересам. Несмотря на то, что большая часть аниме предназначена для взрослых, главный герой там подросток со своими проблемами и первыми разочарованиями. Как правило, он отличается от своих сверстников, он бунтарь и борец за справедливость, что откликается юношескому максимализму, и подростки отожествляют себя с этими героями. 

Конечно, аниме, как и любой другой вид искусства, может оказывать влияние на внутренний мир и психику всех людей, не только подростков.

Так же как фильмы, мультфильмы, книги, аниме вызывает эмоции, заставляет сопереживать, находит в зрителе отклик. Кроме того, Япония – страна сдержанности и самоконтроля. Поэтому героев в аниме, как в мире, противоположном реальному, часто создают импульсивными и чувствительными. Такой психотип отзывается зрителям, особенно подросткам. Но если человек психически здоров, он не находится в депрессии, у него развито критическое мышление, то как бы он ни сочувствовал героям, он сможет разделить реальность и фантазию. 

Однако при просмотре аниме важно соблюдать возрастной ценз. Несмотря на то, что главный герой – подросток, большая часть аниме-сериалов предназначена для людей старше 20 лет. Там могут присутствовать сцены агрессии, жестокости, насилия, сексуальных отношений – для детей и подростков просмотр таких сцен может оказаться травматичным ввиду того, что ещё не развита достаточная критичность мышления. А психическая травма может в дальнейшем выражаться в таких симптомах, как раздражительность, агрессивность или подавленность. 

Но есть ли связь между увлечением аниме и суицидальным поведением? 

Если ребёнок психически здоров, он не находится в депрессивном эпизоде и в его поведении не присутствуют суицидальные тенденции (аутоагрессивное поведение, склонность к самоповреждению, увлечение опасными видами спорта). У него доверительные отношения в семье, он уверен в себе. И, посмотрев, например, аниме с негативным сюжетом, ребёнок просто почувствует дискомфорт или грусть. Но это не может спровоцировать у него суицидальные мысли. Просмотр может оказать влияние только в том случае, если ребёнок уже находился в сложном психологическом состоянии, и тот ролик, который он увидел, стал для него последней каплей. 

Травмирование происходит тогда, когда в жизни человека что-то случается, а психика не может это ассимилировать.

Например, если ребёнок увидел какой-либо непонятный или пугающий контент и не может самостоятельно его осознать и объяснить, в этот момент происходит травмирование. Негативное влияние на психику может оказывать любой контент, который не соответствует возрасту, в котором в развлекательной форме пропагандируются вредные привычки, оправдываются жестокость и насилие. 

Если мама или папа замечает, что подросток увлёкся неоднозначным контентом, то в этом случае будет хорошей тактикой попробовать посмотреть этот фильм или сериал вместе и после просмотра обсудить. Можно спросить ребёнка о том, кто из героев ему больше нравится и почему, как он понимает сюжет, почему герой ведёт себя так, а не иначе. Родитель должен попытаться понять интересы ребёнка, осмыслить их. Возможно, они окажутся не так опасны. Если же сомнения всё-таки подтвердились и просмотренный контент угнетает подростка, заставляет его чувствовать себя некомфортно, то в этом случае нужно либо обратиться к медицинскому специалисту, либо постараться увлечь ребёнка чем-то, что ему интересно, на что он сможет переключиться и проводить с ним больше времени, чаще организовывать совместный досуг. 

Материал подготовила Пелагея Машинина 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *