Политика

Становится ли ЕС главным инициатором санкций?

Совершенствование механизма экономических санкций — один из важнейших приоритетов внешней политики Европейского Союза. Санкции — это инструмент для достижения целей политики с помощью финансовых, торговых и других ограничений.  

Важность такого инструмента для ЕС определяется как минимум тремя факторами. Во-первых, Европейский Союз обладает огромной экономической, технологической и финансовой мощью. Евро прочно занимает второе место среди резервных валют и средств международных расчетов. Экономическую мощь легко превратить в политическую возможность. Во-вторых, ЕС по-прежнему сильно ограничен в использовании инструментов военной политики. Их недостаток Брюссель вынужден компенсировать другими способами, из которых наиболее привлекательными являются санкции. Они допускают нанесение реального ущерба целевым странам, а также отдельным организациям или отдельным лицам без значительного ущерба для самого ЕС. В-третьих, санкции — это результат общей европейской внешней политики. Сам факт их использования символизирует единство ЕС, даже если они являются лишь явными сигналами ограничительных мер. 

Санкции Европейского Союза — это односторонние ограничительные меры.

Другими словами, их вводит Брюссель в обход Совета Безопасности ООН. Сегодня именно Совет Безопасности ООН является единственным законным источником международных ограничительных мер. Самостоятельные действия государств и международных организаций — это односторонняя мера. Однако Евросоюз осторожно соблюдает резолюции Совета Безопасности ООН, то есть демонстрирует соблюдение международных санкций, но в то же время оставляет за собой право вводить свои собственные. 

Европейский Союз и в будущем останется главным инициатором санкций. Одна из проблем – их имплементация. В настоящее время она осуществляется странами-членами. Нет единого координационного механизма для перевода широчайшего круга задач на общий знаменатель. Начиная с ведения единой базы данных лиц, подпадающих под санкции, и заканчивая систематизацией принудительных мер в случае нарушения режима ограничительных мер ЕС. Не исключено, что в обозримой перспективе будут предприняты усилия по созданию европейского аналога американского OFAC — Управления по контролю за иностранными активами, которое находится в структуре Казначейства США. 

Материал подготовила Анастасия Толстихина 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *