Культура

Уход от реальности. Футуризм

Вместе с кубизмом стоит разобрать такое направление как футуризм.  

Футуризм (произошло от итал. futurismo — будущее) — течение в искусстве начала 20 века. Направление в авангардном искусстве, развивающееся в основном в живописи и поэзии, отрицавшее реализм и стремившееся создать собственный динамический стиль, «искусство будущего». Основные темы футуризма: достижения техники и технический прогресс. 

Для этого течения был характерен культ будущего и полный отказ от культурного наследия прошлого, разрыв с ним. 

Первоначально движение зародилось в Италии. 20 февраля 1909 года итальянский поэт Филиппо Маринетти от имени молодых деятелей искусства опубликовал «Манифест футуризма», в котором излагались основные принципы направления.  

Называя музеи кладбищами, предлагая отказаться от почитания прошлого, «мертвого» искусства, Маринетти заявлял о готовности художников новой формации создавать совершенно иную художественную реальность. Они вдохновлялись стремительностью современной жизни, восторгались ее скоростью и динамикой, ускорением ее темпа в связи с индустриализацией. Футуристы стремились запечатлеть это в своем творчестве, посвящая его гоночному автомобилю, поезду, электричеству. Особенно ярко эта абсолютизация скорости и динамики была выражена в футуристической живописи, для которой было характерно наслоение картин и элементов друг на друга. Кроме того, целью футуристов был синтез звука и изображения. С помощью живописных средств они пытались передать в своих картинах звуки современного города, визуализировать их. В литературе же они пытались воздействовать на читателя не только содержанием книги, но и ее внешней формой. 

Идеи итальянского футуризма прижились в России как нигде в мире. Манифест Маринетти был переведен и напечатан в газете «Вечер» уже в марте 1909 года. В 1912 году российские футуристы создали свой собственный манифест «Пощёчина общественному вкусу», где предлагали «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих с парохода современности». 

В литературе приверженцами футуризма были В. Маяковский, В. Хлебников, А. Крученых, Д. Бурлюк, В. Каменский, Б. Лившиц и др. В 1909 году, практически одновременно с выходом «Манифеста» в Италии, они организовали группу поэтов «будетлян» (термин придуман В. Хлебниковым). Этим названием дистанцируясь от итальянского движения и подчеркивая свою самобытность. 

Футуристы отказывались от всяческих литературных традиций, провозглашая абсолютную свободу поэтического слова, придавая его форме главенство над содержанием.  

А. Крученых утверждал право поэта использовать не имеющий определенного значения язык — «заумь». Они отрицали поэтику в традиционном понимании, ее музыкальность и символизм.  

Поэты-футуристы рассматривали слово не как способ выражения мысли, чувства или эмоции, а рассматривали его как самоцель. Это привело к активному словотворчеству: более традиционному, со смысловой нагрузкой у Маяковского, и к созданию совершенно оригинального «заумного» языка (стихи А. Крученых, В. Хлебникова и др). 

Для обществ российских футуристов было характерно совместное творчество поэтов и художников, «живописцев и речетворцев». Так, к «будетлянам» помимо поэтов относились художники К. Малевич, Н. Кульбин, музыканты М. Матюшин, А. Лурье. В 1913 году общество «Гилея» объединилось с художественным «Союзом молодежи» (М. Ларионов, Н. Гончарова, А. Экстер и др.).  

Ярчайшим примером синтеза искусств: слова, музыки и формы, стала футуристическая опера «Победа над солнцем», созданная в 1913 году. Текст для нее написал А. Крученых, музыку — М. Матюшин, а за визуальную часть, декорации и костюмы отвечал К. Малевич. 

Отныне новое направление начиналось, как и положено всему великому, со слова.  

Этим словом был манифест, в котором притихшему от изумления миру объявлялись базовые ценности и обоснование совершенно нового и небывалого искусства, и сообщалось, как это искусство зовут. При всем при этом манифест, т.е. слово, был же и первым произведением нового искусства, т.к. писался в соответствие с принципами, в нем провозглашенными. Других произведений пока не было. 

20 февраля 1909 года читатели «Фигаро» прочли приблизительно такой текст:  

«Мы хотим воспеть дух опасности, внушить энергию и отвагу. 
Главными составляющими нашей поэзии будут храбрость, дерзость и мятеж. 
До сих пор литература воспевала задумчивое бездействие, чувствительность и сон — мы провозглашаем агрессивное действие, лихорадочную бессонницу, гимнастическую поступь, опасный прыжок, пощечину и удар кулака. 
Мы заявляем, что великолепие мира обогащается новой красотой — красотой скорости. Гоночный автомобиль прекраснее Ники Самофракийской. 
Отныне нет красоты вне борьбы. Нет шедевра, если он не имеет агрессивного духа. 
Мы хотим восславить войну — единственную гигиену мира, милитаризм и патриотизм. 
Мы хотим уничтожить музеи, библиотеки, покончить с морализаторством, феминизмом и утилитаризмом. 
Мы учреждаем сегодня футуризм, потому что мы хотим освободить Италию от омертвляющих ее профессоров, археологов, цицеронов и антикваров. 
Мы будем воспевать рабочий шум, радостный гул и бунтарский рев толпы, пеструю разноголосицу революционного ритма».

Таким образом, было провозглашено искусство агрессивное, энергичное, милитаризованное и негуманистичное

Название же этого искусства свидетельствовало о крайних амбициях Маринетти – если в других странах появлялись направления современного или самого современного искусства, то Италия должна была породить будущее искусство (латинское futurum – будущее).  

Для того, чтобы встать на правильную дорогу, ведущую в это завораживающее будущее, нужно было немедленно отречься от всей той старой пыльной культуры, которой забита Италия, т.к. взгляд в прошлое мешает смотреть в будущее: «Тысяча музеев, сто тысяч панорам и руины на все вкусы. Нам это ни к чему!». Нужно воспеть технику, и военную – в особенности. И нужно быть очень злым, смелым и веселым – ведь тупое и косное человечество придется гнать в это прекрасное будущее железной рукой.

Приветствовалось все, что способствует изображению движения, скорости, энергии, агрессии и напора. 

К. Карра. Похороны анархиста Галли 
Л. Руссоло. Восстание 

Сдвиги, наплывы и пересечения планов 

У. Боччони. Смех 

Изображение объекта в разных стадиях движения

Дж. Северини. Голубая танцовщица

В последнем случае было сформулировано положение о том, что «у бегущей лошади не четыре ноги, а двадцать, и движения их треугольны»

Дж. Балла. Динамизм дога

Краскам полагалось быть яркими, бьющими в глаза

Дж. Северини. Санитарный поезд, мчащийся через город 

Естественно, поменялись приоритеты в тематике изображений. Стали предпочтительны техника, социально важные события, война. 

Дж. Северини. Бронепоезд 

При всем при этом у футуризма, как и у других течений раннего авангардизма, наблюдается непреодолимая тяга к абстракции. 

Дж. Балла. Пессимизм и оптимизм 

Спад движения начался в 1914 году

Причинами его стали внутренние разногласия, война, идеологическая и формальная исчерпанность и гибель на фронте двух футуристов — Боччони и Антонио Сант-Элиа. Некоторый всплеск движение переживает после прихода к власти фашистов, но через некоторое время его деятельность затухает.  

Футуризм заимствовал у фовизма выразительность цвета, а у кубизма — художественные формы с множеством раздробленных фигур и острых углов. Приверженцы этого течения радостно приветствовали революционные идеи, с энтузиазмом восприняли начало Первой Мировой войны, в которой видели радикальный способ очищения мира от старого мирового порядка. Многие футуристы ушли добровольцами на фронт и нашли там свою гибель. 

Отличительные черты 

Картины футуристов легко узнаваемы по характерным особенностям:  

  • обилию ярких цветов и строгих форм;  
  • глубокому философскому подтексту сюжета;  
  • динамичности и геометричности изображений;  
  • акценте на тематиках войны и технического прогресса;  
  • стремлению автора изобразить предметы в движении; 
  • отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее; 
  • бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат; 
  • поиски раскрепощённого «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка; 
  • культ техники, индустриальных городов; 
  • пафос эпатажа. 

Подготовила Наталия Баканычева 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *