История гендерного активизма берет свое начало с того момента, как возникла гендерная вариативность. Множество людей и организаций поддерживали женщин в их борьбе за свои права.
Исторически большинство современных феминистских общественных движений уходят корнями в историю развития феминизма с конца XVIII века в Европе и США.
Конец XVIII века
В конце XVIII века Мэри Уолстонкрафт, Олимпия де Гуж и другие женщины выступали за равноправие между мужчинами и женщинами.
Олимпия де Гуж

(Источник https://ru.wikipedia.org/wiki/ОлимпиядеГуж)
«Декларация прав женщины и гражданки» Олимпия де Гуж вышла в свет в 1791 году. За год до эссе Уолстонкрафт «В защиту прав женщин». Она призывала мужчин «изучать природные характеристики пола, чтобы убедиться, как они по-всюду пересекаются в гармонии и сотрудничестве». В своих многочисленных трудах де Гуж описывает права женщин как часть естественных прав человека.

(Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Уолстонкрафт,_Мэри)
Борьба за гендерное равенство никогда не ограничивалась деятельностью западных белых женщин высшего класса. Даже на самом раннем этапе развития. Чернокожие феминистки привлекли внимание общественности к дискриминации женщин по расовому и гендерному признаку на рабочем месте. Многие из первых активисток участвовали в борьбе за отмену рабства и в движении за социальную справедливость.
Соджорнер Трут

(Источник https://ru.wikipedia.org/wiki/Соджорнер_Трут)
История Соджорнер Трут о том, как в результате пересечения гендера и расы возникают неблагоприятные условия. Самую известную свою речь «Разве я не женщина?» она произнесла на собрании по правам женщин в Огайо в мае 1851 года.
«Вон тот мужчина говорит, что женщинам нужно помогать садиться в экипажи, переносить их через канавы, усту-пать им везде лучшие места. Никто никогда не помогает мне садиться в экипажи или перешагивать через лужи, не уступает мне лучших мест. А разве я не женщина? Посмотрите на меня! Посмотрите на мои руки! Я пахала и сеяла, я соби-рала урожай, и ни один мужчина не мог сделать работы больше меня! Разве я не женщина? Я могу работать и есть столько же, сколько мужчина, когда есть что поесть, и выдержать не меньше ударов кнутом! Разве я не женщина? Я родила тринадцать детей и видела, как большинство из них были проданы в рабство, а когда я оплакивала их своим материнским горем, никто, кроме Иисуса, меня не слышал! Разве я не женщина?»
Трут заявляет о своей гендерной идентичности, снова и снова задавая риторический вопрос: «Разве я не женщина?». Она показывает, что в глазах белых мужчин и женщин ее женственности не существует.
Как отмечают социологи Гейл Льюис и Энн Феникс в книге «Раса, этничность и идентичность».
«Эта короткая речь нанесла серьезный удар по эссенциалистским взглядам, согласно которым любая женщина непременно слабее мужчины, а черная рабыня и вовсе ненастоящая женщина».
Конец XIX- начало XX века
Благодаря усилиям таких женщин, как Трут и Гарриет Табман женщина впервые смогла отстаивать свои права. В конце XIX и начале XX века в Европе и Северной Америке стало набирать силу движение суфражисток, боровшихся за женские избирательные права.

(Источник: https://astromagicmoon.ru/prazdniki/gosudarstvennyye_prazdniki/prazdniki_v_usa/den-garriet-tabmen-v-ssha)
Традиционные гендерные роли изменились во время Первой и Второй мировых войн. Тогда женщины вынуждены были трудиться в промышленности и торговле вместо призванных на службу мужчин. Ожидалось, что в мирное время они вернутся к домашним делам. Но опыт женской независимости в военные годы положил начало переменам. Которые и подорвали незыблемость гендер-ных ролей и перестроили представления о гендере. В Британии женщины старше 21 года получили право голосовать в 1928 году.
В период, который часто называют первой волной феминизма, шла борьба за договорные и гражданские права женщин. Это дало почву для развития второй волны феминизма в США и Великобритании в конце 1960-х — начале 1970-х годов. Активизм в это время был широко распространен. Национальная женская организация, Ассоциация за отмену закона об абортах, Коллектив Комбахи-ривер и другие организации в Америке. Все они боролись за равные права в семейной, репродуктивной, профессиональной сферах, а также против насилия над женщинами.
Вместе с феминизмом второй волны внимание общественности стали привлекать ЛГБТК-организации и издания, которые отстаивали права геев, лесбиянок и трансгендеров.
Идея гендера как изменчивого и гибкого социального конструкта

Феминистские и ЛГБТК-движения конца ХХ века продвигали идею гендера как изменчивого и гибкого социального конструкта, а не врожденной биологической характеристики. Проблематизация идеи жестких гендерных ролей была важна для феминистских движений. Поскольку она оспаривала теорию о предопределенности неравенства между женщинами и мужчинами.
Женщинам, следующим традиционным гендерным ролям, сложно претендовать на равенство с мужчинами из‑за обесценивания женственности. Мужчинам же невозможно брать на себя традиционно женские роли или проявлять женственные черты без ущерба для собственного статуса.
Гендерные стереотипы усложняют жизнь и женщинам профессионалам. Британская специалистка по подбору и управлению персоналом Пола Парфитт в 2015 году рассказала о неосознанных предубеждениях, влияющих на отбор: «Известно, что женщин-кандидатов работодатели склонны оценивать по опыту, а мужчин — по их потенциалу; кроме того, на собеседовании вопрос о способности совмещать работу и семью женщинам задают чаще, чем мужчинам».
Материал подготовила София Манжара