История гендерного активизма берет свое начало с того момента, как возникла гендерная вариативность. Множество людей и организаций поддерживали женщин в их борьбе за свои права.
Исторически большинство современных феминистских общественных движений уходят корнями в историю развития феминизма с конца XVIII века в Европе и США.
Конец XVIII века
В конце XVIII века Мэри Уолстонкрафт, Олимпия де Гуж и другие женщины выступали за равноправие между мужчинами и женщинами.
Олимпия де Гуж
«Декларация прав женщины и гражданки» Олимпия де Гуж вышла в свет в 1791 году. За год до эссе Уолстонкрафт «В защиту прав женщин». Она призывала мужчин «изучать природные характеристики пола, чтобы убедиться, как они по-всюду пересекаются в гармонии и сотрудничестве». В своих многочисленных трудах де Гуж описывает права женщин как часть естественных прав человека.
Борьба за гендерное равенство никогда не ограничивалась деятельностью западных белых женщин высшего класса. Даже на самом раннем этапе развития. Чернокожие феминистки привлекли внимание общественности к дискриминации женщин по расовому и гендерному признаку на рабочем месте. Многие из первых активисток участвовали в борьбе за отмену рабства и в движении за социальную справедливость.
Соджорнер Трут
История Соджорнер Трут о том, как в результате пересечения гендера и расы возникают неблагоприятные условия. Самую известную свою речь «Разве я не женщина?» она произнесла на собрании по правам женщин в Огайо в мае 1851 года.
«Вон тот мужчина говорит, что женщинам нужно помогать садиться в экипажи, переносить их через канавы, усту-пать им везде лучшие места. Никто никогда не помогает мне садиться в экипажи или перешагивать через лужи, не уступает мне лучших мест. А разве я не женщина? Посмотрите на меня! Посмотрите на мои руки! Я пахала и сеяла, я соби-рала урожай, и ни один мужчина не мог сделать работы больше меня! Разве я не женщина? Я могу работать и есть столько же, сколько мужчина, когда есть что поесть, и выдержать не меньше ударов кнутом! Разве я не женщина? Я родила тринадцать детей и видела, как большинство из них были проданы в рабство, а когда я оплакивала их своим материнским горем, никто, кроме Иисуса, меня не слышал! Разве я не женщина?»
Трут заявляет о своей гендерной идентичности, снова и снова задавая риторический вопрос: «Разве я не женщина?». Она показывает, что в глазах белых мужчин и женщин ее женственности не существует.
Как отмечают социологи Гейл Льюис и Энн Феникс в книге «Раса, этничность и идентичность».
«Эта короткая речь нанесла серьезный удар по эссенциалистским взглядам, согласно которым любая женщина непременно слабее мужчины, а черная рабыня и вовсе ненастоящая женщина».
Конец XIX- начало XX века
Благодаря усилиям таких женщин, как Трут и Гарриет Табман женщина впервые смогла отстаивать свои права. В конце XIX и начале XX века в Европе и Северной Америке стало набирать силу движение суфражисток, боровшихся за женские избирательные права.
Традиционные гендерные роли изменились во время Первой и Второй мировых войн. Тогда женщины вынуждены были трудиться в промышленности и торговле вместо призванных на службу мужчин. Ожидалось, что в мирное время они вернутся к домашним делам. Но опыт женской независимости в военные годы положил начало переменам. Которые и подорвали незыблемость гендер-ных ролей и перестроили представления о гендере. В Британии женщины старше 21 года получили право голосовать в 1928 году.
В период, который часто называют первой волной феминизма, шла борьба за договорные и гражданские права женщин. Это дало почву для развития второй волны феминизма в США и Великобритании в конце 1960-х — начале 1970-х годов. Активизм в это время был широко распространен. Национальная женская организация, Ассоциация за отмену закона об абортах, Коллектив Комбахи-ривер и другие организации в Америке. Все они боролись за равные права в семейной, репродуктивной, профессиональной сферах, а также против насилия над женщинами.
Вместе с феминизмом второй волны внимание общественности стали привлекать ЛГБТК-организации и издания, которые отстаивали права геев, лесбиянок и трансгендеров.
Идея гендера как изменчивого и гибкого социального конструкта
Феминистские и ЛГБТК-движения конца ХХ века продвигали идею гендера как изменчивого и гибкого социального конструкта, а не врожденной биологической характеристики. Проблематизация идеи жестких гендерных ролей была важна для феминистских движений. Поскольку она оспаривала теорию о предопределенности неравенства между женщинами и мужчинами.
Женщинам, следующим традиционным гендерным ролям, сложно претендовать на равенство с мужчинами из‑за обесценивания женственности. Мужчинам же невозможно брать на себя традиционно женские роли или проявлять женственные черты без ущерба для собственного статуса.
Гендерные стереотипы усложняют жизнь и женщинам профессионалам. Британская специалистка по подбору и управлению персоналом Пола Парфитт в 2015 году рассказала о неосознанных предубеждениях, влияющих на отбор: «Известно, что женщин-кандидатов работодатели склонны оценивать по опыту, а мужчин — по их потенциалу; кроме того, на собеседовании вопрос о способности совмещать работу и семью женщинам задают чаще, чем мужчинам».
Материал подготовила София Манжара