Стиль жизни

Назад к истокам гендерного активизма

История гендерного активизма берет свое начало с того момента, как возникла гендерная вариативность. Множество людей и организаций поддерживали женщин в их борьбе за свои права.

Исторически большинство современных феминистских общественных движений уходят корнями в историю развития феминизма с конца XVIII века в Европе и США. 

Конец XVIII века

В конце XVIII века Мэри Уолстонкрафт, Олимпия де Гуж и другие женщины выступали за равноправие между мужчинами и женщинами. 

Олимпия де Гуж

Олимпия де Гуж
(Источник https://ru.wikipedia.org/wiki/ОлимпиядеГуж)

«Декларация прав женщины и гражданки» Олимпия де Гуж вышла в свет в 1791 году. За год до эссе Уолстонкрафт «В защиту прав женщин». Она призывала мужчин «изучать природные характеристики пола, чтобы убедиться, как они по-всюду пересекаются в гармонии и сотрудничестве». В своих многочисленных трудах де Гуж описывает права женщин как часть естественных прав человека. 

Мэри Уолстонкрафт
(Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Уолстонкрафт,_Мэри)

Борьба за гендерное равенство никогда не ограничивалась деятельностью западных белых женщин высшего класса. Даже на самом раннем этапе развития. Чернокожие феминистки привлекли внимание общественности к дискриминации женщин по расовому и гендерному признаку на рабочем месте. Многие из первых активисток участвовали в борьбе за отмену рабства и в движении за социальную справедливость. 

Соджорнер Трут

Соджорнер Трут
(Источник https://ru.wikipedia.org/wiki/Соджорнер_Трут)

История Соджорнер Трут о том, как в результате пересечения гендера и расы возникают неблагоприятные условия. Самую известную свою речь «Разве я не женщина?» она произнесла на собрании по правам женщин в Огайо в мае 1851 года.

«Вон тот мужчина говорит, что женщинам нужно помогать садиться в экипажи, переносить их через канавы, усту-пать им везде лучшие места. Никто никогда не помогает мне садиться в экипажи или перешагивать через лужи, не уступает мне лучших мест. А разве я не женщина? Посмотрите на меня! Посмотрите на мои руки! Я пахала и сеяла, я соби-рала урожай, и ни один мужчина не мог сделать работы больше меня! Разве я не женщина? Я могу работать и есть столько же, сколько мужчина, когда есть что поесть, и выдержать не меньше ударов кнутом! Разве я не женщина? Я родила тринадцать детей и видела, как большинство из них были проданы в рабство, а когда я оплакивала их своим материнским горем, никто, кроме Иисуса, меня не слышал! Разве я не женщина?» 

Трут заявляет о своей гендерной идентичности, снова и снова задавая риторический вопрос: «Разве я не женщина?». Она показывает, что в глазах белых мужчин и женщин ее женственности не существует. 

Как отмечают социологи Гейл Льюис и Энн Феникс в книге «Раса, этничность и идентичность».

«Эта короткая речь нанесла серьезный удар по эссенциалистским взглядам, согласно которым любая женщина непременно слабее мужчины, а черная рабыня и вовсе ненастоящая женщина». 

Конец XIX- начало XX века

Благодаря усилиям таких женщин, как Трут и Гарриет Табман женщина впервые смогла отстаивать свои права. В конце XIX и начале XX века в Европе и Северной Америке стало набирать силу движение суфражисток, боровшихся за женские избирательные права. 

Гарриет Табман
(Источник: https://astromagicmoon.ru/prazdniki/gosudarstvennyye_prazdniki/prazdniki_v_usa/den-garriet-tabmen-v-ssha)

Традиционные гендерные роли изменились во время Первой и Второй мировых войн. Тогда женщины вынуждены были трудиться в промышленности и торговле вместо призванных на службу мужчин. Ожидалось, что в мирное время они вернутся к домашним делам. Но опыт женской независимости в военные годы положил начало переменам. Которые и подорвали незыблемость гендер-ных ролей и перестроили представления о гендере. В Британии женщины старше 21 года получили право голосовать в 1928 году. 

В период, который часто называют первой волной феминизма, шла борьба за договорные и гражданские права женщин. Это дало почву для развития второй волны феминизма в США и Великобритании в конце 1960-х — начале 1970-х годов. Активизм в это время был широко распространен. Национальная женская организация, Ассоциация за отмену закона об абортах, Коллектив Комбахи-ривер и другие организации в Америке. Все они боролись за равные права в семейной, репродуктивной, профессиональной сферах, а также против насилия над женщинами. 

Вместе с феминизмом второй волны внимание общественности стали привлекать ЛГБТК-организации и издания, которые отстаивали права геев, лесбиянок и трансгендеров. 

Идея гендера как изменчивого и гибкого социального конструкта

Феминистские и ЛГБТК-движения конца ХХ века продвигали идею гендера как изменчивого и гибкого социального конструкта, а не врожденной биологической характеристики. Проблематизация идеи жестких гендерных ролей была важна для феминистских движений. Поскольку она оспаривала теорию о предопределенности неравенства между женщинами и мужчинами. 

Женщинам, следующим традиционным гендерным ролям, сложно претендовать на равенство с мужчинами из‑за обесценивания женственности. Мужчинам же невозможно брать на себя традиционно женские роли или проявлять женственные черты без ущерба для собственного статуса. 

Гендерные стереотипы усложняют жизнь и женщинам профессионалам. Британская специалистка по подбору и управлению персоналом Пола Парфитт в 2015 году рассказала о неосознанных предубеждениях, влияющих на отбор: «Известно, что женщин-кандидатов работодатели склонны оценивать по опыту, а мужчин — по их потенциалу; кроме того, на собеседовании вопрос о способности совмещать работу и семью женщинам задают чаще, чем мужчинам».

Материал подготовила София Манжара

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *