Культура Рецензия

«Омен» за ваши деньги

«Тварь» в российском прокате с 28 ноября. 

Супружеская пара уже несколько лет не может оправиться от трагедии – уже как три года бесследно исчез их шестилетний сын. Отчаявшись в попытках отыскать мальчика или заглушить боль утраты естественными способами, пара решает заполнить пустоту в своей жизни и взять ребёнка из приюта. Мать, в отличие от отца, сразу ощущает материнский инстинкт и сильно привязывается к рычащему одичавшему мальчику. Она не замечает или намеренно игнорирует странности и мистику вокруг приёмыша. Более того, изо дня в день она всё больше начинает видеть в нём собственного сына. Отец чует неладное и проводит собственное расследование, опасаясь за свою жену.

Мистический триллер с элементами детективной драмы – звучит многообещающе для спонсора в лице Фонда Кино. Собственно, о чём и говорит рейтинг ожидаемости 87% на КиноПоиске. Это легко объяснимо: если с прочими продуктами массовой российской киноиндустрии ситуация давно уже устоявшаяся и, к сожалению, не в лучшую сторону. С триллерами не всё так однозначно. Изредка, небольшие студии выпускают неожиданно достойные работы в жанре хоррор. Прекрасная в своей простоте «Пиковая дама» Святослава Подгаевского тому пример. 

Что же собой представляет наша сегодняшняя «Тварь»? Первое, что ощущается при просмотре – конфликт сценария. В самом начале зрителю намеренно закидывают своего рода крючок – всё не так очевидно, как кажется. Закрадывается зерно сомнения: а не в самих ли родителях проблема? Замысел автора — намекнуть на обманчивость восприятия главных героев и зрителя вместе с ними. В этом плане всё выдержано в лучших правилах драматургии. 

И мы понимаем, что хоть зрителю и показывается одно, на деле произойдет совершенно другое. Первую половину картины мы находимся в напряжении, ждём оригинальный и неожиданный сюжетный поворот, которого не происходит. 

Да-да, фильм добрую половину намекает нам на твист, дескать, всё не так, как вы видите. И затем бьёт нам в лоб – ложная тревога, всё действительно так, как вы видите. И для чего, спрашивается, был весь шум? Может, из-за прихоти продюсеров, или недостатка опыта у режиссера, но фильм действительно выглядит как две половины сомнительного целого. 

На выходе получился не очень-то оригинальный последователь классического, но многократно изжившего себя «Омена». Наша «Тварь» имела неплохие шансы совершить переворот в заезженной концепции, вдохнуть новые смыслы и точки зрения в сюжет о классическом сыне Сатаны. Однако картина пошла по тропе, вытоптанной столь сильно, что немудрено провалиться. 

Недавно стало известно, что покупкой проекта всерьёз заинтересовались в Индии и Южной Корее. Это может означать, что сама идея ещё имеет шанс на достойную сценарную реализацию, но уже в рамках зарубежной адаптации. С одной стороны, это сигнал для российского зрителя: «наши могут в идею» и, увы, совершенно не могут в реализацию. 

Картина имеет свои плюсы. Но с ними тоже не всё однозначно. Многие после просмотра отмечают визуальную составляющую – картинка и постановка кадра на достаточно высоком уровне. Здесь несправедливо прозвучит обвинение в том, что по стилю этому фильму сразу бы разбиться на сериал для Россия 1 или НТВ. 

Заметный изъян гамм и декораций заключается в их вездесущности. Мрачность, синие тона и холод – всё это понравилось публике в трейлере. Но бессменность атмосферы на протяжении всей картины уже в середине метра злит. Днём или ночью, в помещении или на улице, героям плохо или хорошо на душе – один и тот же мрачный синий фильтр. Создатели как бы поймали идеальный тон для одной сцены, и вместо поиска решений для каждой, просто везде вставили синеву. Например, идёт сцена нагнетающей опасности, где мрачность и холод к месту. Затем наступает время разрядки, где герои ненадолго убеждаются, что всё нормализовалось. Можно было передать цветовой гаммой наивность героев, сделать изображение ненадолго светлым. Но нет. Нужно больше темноты, у нас серьезный триллер. Что логично вылилось в то, что зритель вовсе перестает различать детали в постоянном холоде.

Про актерский состав нельзя сказать ничего плохого, как и ничего хорошего. Болезнь сценария в прямом смысле заразила и героев. Заметно, что Владимир Вдовиченков и Елена Лядова своё дело знают и отыгрывают хорошо. И при этом ясно видно, что из-за нестыковок сценария у актёров недостаток понимания своих героев. Они прекрасно смотрятся в кадре, но скорее из-за собственного обаяния. Играют хорошо, но без погружения в роль. Неизвестно кого, но играют. Чувствуется, что выжимали максимум из сухих персонажей. 

Для Ольги Городецкой, как для режиссёра, это был дебют в большом кино. И несмотря на недовольные отзывы, фильм заслуживает внимания тех зрителей, что любят триллеры, но боятся хорроров. Фильм не стремится напугать, о чём сообщает рейтинг 16+.  Он рассказывает историю про людей и монстров, которым не чуждо желание быть любимыми. 

Материал подготовил Алексей Савельев

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *