Кино

Мы, дети со станции Зоо, или как фильм, снятый с целью показать ужасы подростковой наркозависимости, возымел обратный эффект.

“Мы, дети со станции Зоо”  — западногерманский фильм, снятый в 1981 году режиссером Ули Эделем и продесером Бернардем Айхингером по мотивам одноименной биографической книги. На территории России фильм также известен под названиями “Я Кристина” или “Я, мои друзья и героин”. Картина показывает жизнь берлинских подростков в 70-е.

Фильм был создан с целью привлечения внимания широкой общественности к проблеме наркомании среди молодых людей в Германии. Режиссер показал все ужасы героиновой зависимости  настолько реалистично, что кинолента не только заинтересовала, но и шокировала аудиторию. Стало понятно, что героин являлся не просто проблемой, скорее это напоминало чуму, эпидемию.

ФИЛЬМ 1981 г

История фильма “ Мы, дети со станции Зоо” начинается с монолога Кристины:

“Везде ссанье и говно. Если присмотреться хорошенько, издалека все выглядит нормально: зеленые газоны и торговые центры. Но в основном воняет в домах на лестничных клетках. Что же делать детям, когда они играют на улице и им приспичит? Пока лифт восьмого или двенадцатого этажа приедет, они в штаны наделают, а потом ремня получат. Лучше уж в вестибюле это сделать.

Я здесь живу с шести лет вместе со своей матерью, сестрой и своим котом. Мне все это осточертело. По всему городу висят плакаты “Саунд — самая модная дискотека Европы”. Я хочу туда сходить.”

Слова девочки помогают с самого начала окунуться в атмосферу, прочувствовать настроение картины.

Сам Берлин и дом Кристины показаны в серых безжизненных тонах. В то время как в “Саунд” кипит жизнь. Главная героиня находится на том этапе, когда она хочет тусоваться с ребятами, которыми восхищается, но пока не может решиться начать принимать наркотики.

В самый неподходящий момент сестра Кристины решает съехать к отцу, мать видит только своего ухажера, на девочку ни у кого времени нет, ее никто не замечает, в отличие от ее новых друзей, которые употребляют наркотики. Чтобы не отдаляться от “тусовки” Кристина начинает принимать запрещенные вещества.


Интересный факт: большое влияние на Кристину оказал концерт Дэвида Боуи, который она посетила в реальной жизни. Дэвид Боуи принял участие в съемках фильма и записал саундтрек. 


Фильм показывает жизнь подростков-наркоманов без прикрас. Все настолько правдоподобно, что вызывает ужас. В кинокартине есть:

  • Проституция и то, как дети идут на подобный быстрый заработок
  • Ужасные, грязные туалеты, где дети накачивают себя наркотой. Забитые тупые грязные иглы шприцов.
  • Как на самом деле выглядят наркоманы и какими бывают последствия употребления наркотиков.

Реакция общественности на фильм

Сразу после выхода и фильм, и книга приобрели культовый статус в Европе, что привлекло внимание большого количества людей к проблеме героиновой зависимости. Использованная в фильме музыка Дэвида Боуи (из Берлинской трилогии), как и присутствие в нём самого артиста, переживающего в конце 1970-х и начале 1980-х годов пик популярности, помогла фильму стать более успешным с коммерческой точки зрения.

Фильм шокировал европейскую аудиторию: героиновая чума, охватившая Западную Европу в период с середины 1970-х до начала 1980-х годов, ещё не стала достоянием общественности, поэтому выпуск фильма стал первым шагом к тому, чтобы многие узнали об эпидемии; затем стало широко известно, что героин убивает большое количество европейских подростков. В фильме все детали героиновой зависимости изображены в очень реалистичной форме: игра «на слабо», ломка, шрамы, вызванные «стрельбой», экстремальная потеря веса из-за отсутствия денег, проституция на периферийных железнодорожных станциях, в переулках — районах, слишком знакомых городским жителям Западной Германии, Швейцарии, Нидерландов, Бельгии, Италии и Франции в те годы.

Правдиво и без лишней романтизации показаны будни подростков, находящихся в героиновой зависимости: крупным планом снято как «Дети со станции Зоо» вводят инъекции, снова чистят и наполняют шприцы, а получив дозу, «засыпают» в грязных туалетах среди мочи, рвоты и крови. В отличие от шаблонного изображения наркоманов в популярной культуре того времени, в фильме «Мы дети со станции Зоо» впервые наркоманами являются дети, что вызвало широкий общественный резонанс, особенно массовую аудиторию возмутил тот факт, что персонажи занимаются гомосексуальной и гетеросексуальной проституцией, чтобы получать наркотики, в таком юном возрасте.

Удивляет и то, что не было предпринято никаких действий со стороны школы или же опеки. Полиция в фильме как будто бездействует, а семья осознает проблему слишком поздно.

Сюжет

Довольно ясно, что фильм, длительностью в 2 часа не может раскрыть историю полностью, поэтому многие моменты были опущены. Чтобы понять Кристину, стоит все же прочитать одноименную книгу, которая начинается со своеобразной исповеди девочки. Этой части стоит уделить больше внимания.

Автобиография Кристины

Детство

Кристина родилась в небольшом городе и играла с простыми детьми, много времени проводила на ферме. Родители видели большие перспективы в Берлине. Но с момента переезда все пошло не так, как планировалось. Родительский бизнес потерпел крах, денег было мало, отец срывал всю злость на детях. Ребята со двора же принимали к себе в компанию не всех:

“Играть не вместе, друг с другом, а друг против друга, – вот что было главным принципом всех наших игр. На деле это означало, что надо найти кого-нибудь и обидеть, да посильнее желательно. Как? Да как угодно! Ну, например, отнять новую игрушку и сломать её ко всем чертям. Смысл игры состоял в том, чтобы, доведя кого-нибудь до полной истерики, извлечь какие-нибудь преимущества для себя лично, завладеть властью и авторитетом. Вот!”

То есть Кристина с момента переезда в Берлин жила с мыслью, что надо заслужить определенный авторитет, общаться только с теми, кем восхищаются. 

Молодежный клуб “Дом”

Когда Кристина начала тусоваться в компании крутых ребят, она постоянно боялась оказаться “белой вороной”. Поэтому она делала все, чтобы им понравится: прогуливала школу, пила алкоголь, курила сигареты, а после гашиш. Изначально Кристина избегала наркотиков, но если бы отказалась то, “это выглядело бы так, что я порываю с тусовкой, потому что они курят гашиш, а я трусиха и боюсь”. На тот момент девочке было 12 лет.

С самого начала становится понятно, что обществу все равно. Родителям некогда следить за детьми, учителям же не до этого.

На гашише никто не остановился и в ход пошли просмотры “мультиков” (так тусовка называла галлюцинации, вызванные употреблением ЛСД). Дальше друзья стали глотать возбуждающие средства вперемешку с сильным снотворным.

В возрасте 13 лет Кристине уже порядком наскучила ее компания, теперь она мечтала попасть в “Саунд”, где есть все виды наркотиков. Главным предметов для восхищения девочки же стали “игловые”, другими словами, ребята, сидящие на героине.

Саунд — самая модная дискотека Европы

Начало

В “Саунд” Кристина познакомилась с Детлефом, с которым позднее начала встречаться. Она уже не могла представить свои выходные без “сцены” и принимала все доступные вещества, но героина пока избегала, что продлилось недолго. 

Значимым событием автобиографии послужил концерт Дэвида Боуи. 18 апреля 1976 года Кристина, услышав песню “It’s too late”, первый раз попробовала героин.

“После стольких жутких недель, я чувствовала, что ещё никогда в жизни не была так счастлива…”

Скорее всего из-за довольно юного возраста Кристина не могла полностью отвечать за свои действия, она хотела почувствовать себя лучше, наравне с людьми, которыми восхищалась. Кристина даже считала, что именно статус “игловых” делает их с Детлефом отношения похожими на супружеские.

Станция Зоо

Зоо (или Зоологический сад) — крупная станция городского железнодорожного транспорта Берлина.

В истории Кристины это то место, где впоследствие она будет проводить большую часть своего времени. На вокзале находилась панель, где молодые ребята “снимались”, “делали фраеров”, то есть занимались проституцией, чтобы заработать на дозу. Все происходящие события на станции Зоо описаны Кристиной настолько подробно и легко, что лишают дара речи.

“Все под контролем”

Кристина и Детлеф стали постоянными посетителями станции, их жизнь превратилась в замкнутый круг: они шли на панель, зарабатывали деньги, покупали наркотики, употребляли. И так каждый день.

Молодые люди были уверены, что полностью все контролируют и могут “соскочить” в любой момент. Они строили счастливые планы на будущее, где нет наркотиков. Все же в глубине Кристина и Детлеф скорее всего понимали, что это лишь мечты.

Они правда много раз пытались слезть, но каждый раз шли обратно на станцию Зоо. Ребята уже не знали как жить иначе, сажаясь на иглу вновь, они продолжали повторять: “Только один раз и все”.

Многие люди из окружения Кристины и Детлефа умирали из-за наркотиков, какое-то время пара боялась, что этот укол может стать последним, однако со временем страх смерти ушел.

Попытки соскочить

Кристина много раз пыталась бросить наркотики и начинать нормально жить. Часто ей это удавалось, но все возвращалось назад. 

  • Кристину отправляли к бабушке, там было сложно достать наркотики. Девочка вновь гуляла с друзьями детства, пребывала в тепле, уюте и любви, поэтому забывала о наркотиках, но вернувшись в Берлин бралась за старое.
  • Клиника “Нарконон”. В большинство клиник Кристину брать отказались, потому что либо не было мест, либо ты должен давать надежду на то, что не сорвешься (т.е. прийти туда чистым). Кристина пошла в “Нарконон” добровольно, но это было не то, чего она ожидала. Место больше напоминало секту, людей там не лечили, девочка сбегала пару раз, но на это не особо обратили внимание, главное, что за ее “лечение” платили. 

“В действительности, они просто играли театр перед нами и зарились на наши деньги. Позже я узнала из газет, что «Нарконон» этот принадлежит какой-то сомнительной американской секте, которая не прочь подзаработать на страхе и отчаянии родителей.”

  • Переезд к отцу. Отец Кристины думал, что сможет справиться с дочерью. Он давал ей различные задания, чтобы занять ее день. Какое-то время Кристина продержалась, но после вновь сорвалась.
  • Последним стало решение матери Кристины. Она отправила девочку к тете. Сначала Кристине было трудно влиться в новую жизнь: без наркотиков, без панели, с комендантским часом, снова начать ходить в школу, общаться со сверстниками. Конечно, прежним ребенком она не стала, но какое-то время пожила нормальной жизнью.

Обратный эффект истории Кристины

История девочки-наркоманки показана с ужасающими подробностями, чтобы привлечь внимание широкой аудитории и показать насколько все катастрофично. Многие и правда были в шоке от увиденного.

Однако произошло и то, чего никто не мог ожидать. Для некоторых Кристина стала кумиром, образцом для подражания. Станция Зоо стали заполонять поклонники, кто-то стал копировать образ Кристины. Это озадачило экспертов по подростковой наркомании, которые были напуганы тем, что несмотря на реалистичные сцены зависимости, показанной в фильме, молодёжь начнёт считать Кристиану героиней и моделью для подражания.

На самом деле этому есть разумное объяснение. Кристина является олицетворением подросткового бунтарства. Она не такая как все. Она идет против общественного мнения. 

Подростки проходят через период сепарации, своим подражанием они пытаются привлечь к себе внимание. Либо же как в начале пути Кристина смотрела на “игловых” и восхищалась ими, так и ее поклонники восхищаются ею.

Материал подготовила Виктория Дроздова

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *