Кино

Как смотреть Дюну Вильнёва? 

В 1965 году писатель Фрэнк Герберт написал обширный научно-фантастический роман «Дюна». Оригинальная история занимала более 400 страниц текста и имела большой успех у публики. Люди говорили, что «Дюну» невозможно снять, но это не остановило некоторых режиссеров от попыток экранизации. Неудачная попытка Алехандро Ходоровски стала настолько печально известной, что по ней был снят документальный фильм. А в истории она числится как «самый великий неснятый фильм». Дэвид Линч завершил адаптацию в 1984 году, но это был провал. Позже Линч публично отрекся от фильма. Его имя в титрах обозначено псевдонимом «Алан Смити». Был еще мини-сериал 2000 года, который практически никто не помнит. 

В сентябре 2016 года Вильнёв упомянул о желании снять экранизацию «Дюны», назвав её «давней мечтой»

Однако в то время права были выставлены на продажу. Затем, в ноябре того же года, Legendary получила права на Дюну . В феврале следующего года сын Фрэнка Герберта Брайан объявил, что Вильнёв будет руководить новой адаптацией. «Дюна» — объемная книга и превратить ее в один фильм — дело невыполнимое. Назвав книгу «слишком сложной», Вильнёв запросил возможность превратить книгу в два фильма. Хотя продюсеры согласились позволить его первому фильму сосредоточиться на первой половине книги, они также не подписали контракт на две картины, а это означало, что второй фильм не был гарантирован. Однако продолжение «Дюны» получило зеленый свет 26 октября 2021 года, менее чем через неделю после выхода первой части. Выход в прокат «Дюна: Часть вторая» запланирован на 17 ноября 2023 года. 

Дюна продолжает традицию Дени Вильнёва находить красоту в жестокости. «Мир прекрасен, люди жестоки», — говорит режиссер. В этой адаптации нет голоса за кадром, то есть нет очевидного элемента. Тщательно подобранные изображения, обеспечивают эффект полного молчаливого погружения. В фильме используется цветовая палитра, которую Вильнёв и Фрейзер наметили при подготовке: «приглушенные и монохроматические изображения, исходящие из мира, состоящего из песка и пыли», как выразился Вильнёв. 

Сцена испытания  

Этот образ напоминает Вильнёву детство — в частности, резкое осознание сцены, которая прилипла к нему, как клей, в детстве. «Это так близко к мысленному образу, который у меня был», — говорит Вильнёв. «Мы посреди ночи. Тебя только что разбудила твоя мать. Вы полностью дезориентированы. И когда вы входите в комнату, у вас все равно создается впечатление, что вы спите, что вы находитесь вдали от реальности». 

Пола приводят на встречу с Преподобной Матерью, которая испытывает и бросает вызов его способностям в одной из самых напряженных сцен «Дюны». Его привели в эту темную, пустую комнату без понимания, где он и почему. «Одна из вещей, которая оказала на меня наибольшее давление, заключалась в том, что вы можете услышать яркую мысленную картину Дениса во многих частях этого фильма, и, очевидно, у него был шанс подумать об этом в течение очень долгого времени», — говорит Фрейзер. «Пытаясь интерпретировать то, что есть в памяти или в мыслях, а затем пытаясь воплотить это в реальность, всегда существует баланс — как вы входите в свой собственный кошмар?». 

Подчеркнув темноту, после долгих проб и ошибок с освещением, Фрейзер и Вильнёв нашли этот силуэт, работая над идеей «возникновения из теней». Для Вильнёва речь шла о передаче силы подсознания, когда мы приходим на сеанс гипноза. «Свет здесь приносит тот уровень, на котором мы находимся между мирами, между реальностью и миром сна», — говорит он. «У вас возникает ощущение, что рядом с вами в темноте кто-то есть. Это довольно близко к этому духу». 

Смерть герцога 

Живописная, греческая смерть герцога Лето не была случайностью. Вильнёв цитирует «старых голландских художников» в романтическом характере этого изображения, теплый свет придает сцене неподвижность, горе. Тот факт, что Лето по сюжета обнажен в этой сцене, также требовало тонкого баланса.  

«Я помню, как с помощью этого конкретного ракурса я пытался сказать: «Мы хотим показать, что он голый, но мы также должны убедиться, что на нем не так много света, чтобы казалось, будто мы подчеркиваем этот факт», — вспоминает Фрейзер. «Это должно было быть очень тонкое, красивое падение, когда толпа на одном конце наслаждается ужином Барона, а бедный Лето на другом конце. Это очень красиво». Крупные планы, которые следуют, подчеркивают эту чувственность, запечатлевая его в состоянии паралича. 

Вильнёв также видит насилие в кадре — барон пирует, пока Лито медленно умирает обнаженным — чего трудно добиться, учитывая широту кадра. «Грейг нашел позицию и использовал объектив, который гарантировал, что у нас, как у зрителей, все еще будет впечатление, что вы не находитесь за пределами комнаты», — объясняет он. «Эти комнаты были огромными, поэтому нужно было просто найти идеальное количество миллиметров, чтобы достаточно сжать кадр, такое ощущение, что ты внутри комнаты, прямо на краю, ты свидетель. Ты муха на стене, которая вот-вот станет свидетелем чего-то ужасного». 

И это только те сцены на которые мы заострили свое внимание. Но мы уже можем оценить, то с каким трепетом Вильнёв подходит к своей адаптации «Дюны». А пока нам остается дожидаться нового сиквела от Вильнёва и перечитывать книги Фрэнка Герберта.  

«Когда я снимал этот фильм, с самого начала я хотел сделать его для широкой аудитории. Я сказал себе: «Мне бы очень хотелось снять фильм о подростке, которым я был тогда». И это было таким облегчением, отпустить и просто принять кино как зрелище. Я очень любил это, и я буду продолжать делать это, пока они мне позволяют…» — Вильнёв 

Материал подготовила София Захарова 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *