Кино

Kiznaiver: мир, дружба и общая боль 

Помните, как в школьные годы не любили делиться жвачкой на переменке? А теперь выросли и осознали, что отдать материальную вещь проще, чем открыть свою душу. Именно про это аниме «Kiznaiver». Сегодня поговорим о малоизвестном, но очень трогательном тайтле и поверим в настоящую дружбу. 

Немного из истории 

«Kiznaiver»   это оригинальный аниме-сериал студии Trigger, выпущенный в 2016. Проект стал первой серьезной работой Хироси Кобаяси, который выступил в качестве режиссера. Сценаристом аниме стала Мари Окада, а за аудио-сопровождение отвечал Юки Хаяси. Дизайн персонажей принадлежит перу мангаки и иллюстратора Сиро Мива, прославившегося благодаря циклу «Dogs». Интересно, что практически одновременно с выходом аниме, в релиз пошла и печатная версия истории от Родзи Карэгиси. Ее выпускали в двух вариантах: Crunchyroll в цифровом виде и Kadokawa Shoten в журнале «Dengeki Maoh». 

В нейминге тайтла есть игра слов, расшифровывающаяся как: «рана» (от японского кидзу) и «связь» (от японского —  кидзуна). Название перекликается с главной идеей, заключающейся в преодолении проблем через эмпатию. На протяжении 12-и серий персонажам не раз предстоит ощутить на себе физическую и ментальную боль друг друга, тесно связанную с травмами прошлого. 

На чем стоит сюжет 

Наши герои — семь одноклассников, абсолютно разных и никогда не общавшихся между собой. Каждому из них присвоен свой «смертный грех», правда немного отличающийся от канонов христианства. Таким образом мы имеем: апатию в лице антагониста Кацухиро Агаты, занудство Тидори Такасиро, хитрость Цугухито Юты, заносчивость Хонока Маки, бандитизм Хадзимэ Тэнги, чудачество Нико Нииямы и аморальность Ёсихару Хисомы. 

Ребята живут в городе-эксперименте Сугомори, созданном при поддержке японского правительства и спонсоров. Изначально его обитателями были исключительно исследователи, но позднее простым смертным тоже разрешили в нем жить. Хоть и сделано это было из стремлений пресечь слухи.  

Основу эксперимента составляет система «Кидзуна». По словам ученых, она способна разделять боль между людьми, что несет исключительно благие цели. Ведь ее планируют использовать для пресечения войн: люди задумаются над своими действиями, когда начнут ощущать страдания окружающих на себе. 

Наши герои оказываются втянуты в очередной сет эксперимента, но не по собственной воле. По ходу истории зритель узнает, что система до жути лагучая и вовсе не соответствует своим идеалам. Оказывается, что концепция связи людей через боль побочный эффект провалившегося исследования. Изначальной целью было объединение положительных эмоций. Но выяснилось, что их негативные вариации компоновать и транслировать проще. И источник этих эмоций —  боль, которую система копирует и разделяет ее между связанными.  

Новоиспеченных подопытных именуют Кизнайверами. Ими могут стать только несформировавшиеся личности. Поэтому первоначальные опыты стали ставить над детьми. Самое страшное, что родители без доли сомнения предложили своих детей, ведь верили в возможность существование прочного и вечного мира. Дети вместе играли, вместе спали и вместе испытывали боль, которую даже не понимали. Спустя годы и сами исследователи будут осуждать систему, признавая, что забрали эмоции у детей и поступали с ними, как с игрушками. 

Боль, дружба и эмпатия 

Что вы будете делать, если однажды проснетесь и начнете чувствовать физическую и эмоциональную боль окружающих? Ответ на этот вопрос и пытаются найти главные герои аниме. Но давайте признаем, что за обложкой чего-то технологичного, на страницах все также читается обычная история о взаимоотношениях подростков. 

Но аниме оказывается до мурашек настоящим и искренним. Тот случай, когда не осознаешь своих чувств, и именно за несколько серий можешь понять и пережить их с главными героями. Тайтл заставляет порефлексировать о том, что каждый из нас мог сделать не так в прошлом, вынести из этого урок и закрепить на практике. Ну и куда без веры в дружбу, которую трудно построить и легко растоптать: 

«Рано сдаваться после всего лишь одного поражения. Даже если ты кого-то бесишь, или тебя ненавидят. Титул друга — огромная честь, которая достается только тем, кто приложил усилия». 

Каждый герой находится в натянутых отношениях с понятием «друг». И всех их объединяет страх прошлого и непринятие себя нынешних. Больше всего это читается у Хоноки Маки. Некогда у нее была подруга, с которой они вместе рисовали мангу и даже добились в этом некоторых высот. Разорвав отношения, а позднее узнав о ее смерти, девушка закрывается и винит во всем себя. Она сбежала из-за боязни зайти слишком далеко. Ведь потерять что-то дорогое в самом конце намного больнее. Она была уверена, что чем дальше —  тем хуже морально ей будет мириться с неизлечимой болезнью близкого человека.  

Но бежать —  не выход. Можно разрушить все раз, два, три. Или вообще ничего не построить. Однако человек —  существо социальное, и так уж заведено, что без общества жить он не может. Поэтому зритель не раз слышит монологи героев о необходимости делиться эмоциями и принимать помощь окружающих. Ведь если работать сообща, то можно компенсировать недостатки друг друга. И есть чувства, которые мы не можем выразить поодиночке. 

Умные дурочки и сдержанные страдальцы 

Сперва кажется, что семь центральных персонажей    это too much, и  что большая их часть так и останется в клубе статистов. Но сценарист и студия Trigger вас переиграли и уничтожили. Да, справедливости ради, отметим, что есть в них крупицы клише. Оттеняет их индивидуальный стиль и внешние особенности. Из-за этого каждый герой читается живым и интересным. Фоновыми картонками их не сделало и небольшое раскрытие прошлого.  

Отдельно хочется выделить Нико Ниияму, лучшую девочку тайтла. Она умная, красивая, живет в обеспеченной семье. Не жизнь, а сказка. Вот только принцесса в ней несчастна. Нико боится быть отвергнутой окружающими из-за зависти: «Разве вас не бесит, что я вся такая идеальная? Поэтому я решила говорить что-то странное, вроде того, что я вижу феечек». Это не чудачество, а защитный образ. Девушка искренне хочет дружить, хоть пока и не особо знает, как это правильно делать. Она остается верной своим близким даже в момент любовных терзаний, сперва заботясь о чувствах других. 

Еще один женский персонаж, заслуживающий вниманияНорико Сонодзаки. Хоть оцениваешь ее и не сразу. Сперва кажется, что это dead-inside девочка, которая уж очень любит прыгать, даже не разбежавшись и не со скалы. Однако с середины аниме нам начинают постепенно раскрывать ее прошлое. Оказывается, что она и  Кацухиро Агата (тот самый гг, о котором автор статьи решил не распыляться) уже принимали участие в эксперименте «Кидзуна». И именно тогда что-то пошло не так. Так зритель и получил парня, который не чувствует боль и эмоции, и девушку, носившую в себе этот груз за 19-ть человек. Чтобы не сойти с ума, Норико постоянно требуются инъекции, подавляющие ее чувствительность. И это неплохое объяснение ее эмо-поведения. 

Не порвите нити или почему идти против системы классно 

Конечно, система по умному распределению боли, приятных эмоций и кратковременному обмену мыслями  —  круто. Но это не основа сюжета, а лишь хитрый сценарный ход, чтобы выделиться из плеяды похожих тайтлов про подростковые драмы. За этой маской стоит лейтмотив связи. И если человек хочет чувствовать ее с другими, он должен сам ее создать. На удивление, никакая умная система не требуется, чтобы разделить боль друг друга.  

Пройдя через драки, недопонимания и любовные треугольники, герои понимают и принимают концепцию. Дружить никогда не было легко, если ты всерьез воспринимаешь это понятие. И попытки справиться с болью в одиночку принесут только большую боль. Поэтому нужно делиться. Но не через импульсы, как по расписанию посылаемые «Кидзуной», а через банальный диалог по душам. Только так возможно стать ближе и помочь окружающим справиться с демонами внутри. Не зря же нам с детства твердят, что нельзя копить эмоции внутри себя. Говорить о проблемах —  не слабость, а сила. Это лучше, чем порождать недопонимания и создавать фейковые образы. 

Trigger   это просто красиво 

Относительно новая, но уже узнаваемая студия Trigger возникла в 2011. Фанаты аниме благодарный ей за такие проекты, как «Kill la Kill», «Darling in Franxx» и нашумевший в 2022 «Cyberpunk Edgerunner». 

За недолгое существование, студия успела выработать свой собственный стиль. Простая, но четкая в графике картинка и прекрасная игра с освещением —  ее визитная карточка. И уже в этом проекте заметен дуастилистический прием анимации, затем активно применяющийся в «Cyberpunk Edgerunner». Когда на стандартную рисовку сверху накладываются более визуально выделяющиеся элементы, сознательно при этом упрощенные. В нашем случае, это помехи-рябь и яркие вспышки, когда персонажи вспоминают кусочки прошлого или испытывают сильные эмоции. 

Игра на контрастах —  заслуга колористов проекта. Засунуть воспоминания главного героя в черно белую ленту и добить красной теневкой —  лучший ходя для эмоционального воздействия на зрителя. В сочетании с музыкой Юки Хаяси смотрится стильно, читаемо и сразу заставляет зафиксировать взгляд на экране. 

Отметим и хорошую работу с «настоящим» освещением тайтла. Речь здесь идет о ламповых подсветках на улице, неоновых фонах и тех самых окнах соседей, в которых никогда не гаснет свет. Со всей этой электрикой проект забирает ваше сердце еще и в номинации «ламповость». 

Так о чем кино? —  О расставании или приобретении, о дружбе или вражде, о мире и противостоянии системе? Это обо всем и сразу. Сюжет справляется с поставленной задачей, показывая взаимоотношения абсолютно полярных личностей, связанных необычными обстоятельствами. Местами улыбаешься, иногда плачешь, но перманентно переживешь за их судьбы. 

Материал подготовила Александра Куликова

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *