Культура

Сила и нежность Микеланджело  

Микеланджело Буонарроти – блистательный скульптор эпохи Возрождения. На протяжении столетий его имя стоит в ряду выдающихся деятелей изобразительного искусства.  

Микеланджело создавал великие произведения искусства, восторгаться которыми будут и последующие поколения. Тема сочетания силы и нежности в шедеврах автора неоднократно поднималась в различных источниках, это сочетание очевидно. Но все же поражает мощь и нежность, соединенные в одном творении. 

Статуя Микеланджело «Давид» поражает своей монументальностью и, одновременно, духовностью. 

Эпоха Возрождения наполнена талантливейшими мастерами, но она все же не представила зрителю художника, равного Микеланджело.

По универсальности, величию и глубочайшей продуманности творческих идей и нравственной чистоте Микеланджело намного превосходит своих современников. В его личности заключено все: скульптор, живописец, архитектор, ученый, поэт.  

Первая половина творчества Микеланджело приходится на ту же социально-политическую обстановку, в которой работали Леонардо да Винчи и Рафаэль Санти. Вторая половина творчества – время, когда Италия находится во власти феодально-­католической реакции. 

Биография

Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 года в городе Капрезе, близ Флоренции. Через десять лет он переехал во Флоренцию. По указанию отца поступил в латинскую школу Франческо да Урбино. Но учеба в школе не привлекала мальчика. Маленький Микеланджело ходил в церковь, копировал фрески, смотрел, как пишут живописцы вместо того, чтобы сидеть на уроках. Из-за этого вспыхнул конфликт с отцом, для которого искусство было «недостойным древнего рода Буонарроти». В итоге, у Микеланджело получилось переубедить родителя.

Поддерживаемый живописцем Франческо Граначчи, он поступил в 1488 году в мастерскую живописца Доменико Гирландайо, где проучился около года. В мастерской Микеланджело смог получить хорошую базу рисунка и прекрасно изучить перспективу и анатомию, которые, в свою очередь, являются основой реалистического искусства.

В 1489 году юноша перешел в художественную школу, расположенную в саду Медичи. Он обучался скульптуре у Бертольдо ди Джованни, а вокруг него были величайшие творения живописи и скульптуры. Бертольдо был любителем искусства античности, и старался привить эту любовь ученику. Однако Микеланджело не примкнул к этому направлению полностью. Он смог побороть авторитет учителя так же, как в начале своего творческого пути воспротивился воле отца в выборе будущей профессии. В этом проявляется сила характера Микеланджело, не привыкшего с детства останавливаться перед трудностями. 

Микеланджело рассматривал человека как венец творения. Поэтому человек и его взаимоотношения с окружающей действительностью были основной темой его творчества. 

Скульптуру творец ставил на первое место среди искусств. Так, пятиметровую статую Давида, установленную на площади во Флоренции, он изваял из единой глыбы мрамора. Давид — это символ  борьбы и мужественности, это воплощение чувственной силы. Заказ на изваяние великолепного гиганта могли передать Леонардо да Винчи, недавно вернувшемуся во Флоренцию и добившемуся успеха благодаря созданной большой глиняной модели конной статуи графа Сфорца  и фреске «Тайная Вечеря».

Микеланджело ни разу не встречался с Леонардо, но флорентийцы говорили, что он является величайшим рисовальщиком. Под влиянием любопытства Микеланджело пошел в церковь Сантиссима Аннунциата, где в тот период времени был картон Леонардо — «Богородица с Младенцем» и «Святая Анна». Буонарроти был потрясен тем, что увидел. Рисунок был неимоверно достоверным, ощущалась глубина в изображении. Микеланджело погрузился в срисовывание. Из церкви же он вышел подавленным, ведь если управа поручит заказ Леонардо, то это будет вполне справедливо. 

Через какое-то время Леонардо отверг заказ, потому что презирал ваяние по мрамору как низшее искусство. Микеланджело испытывал смешанные чувства. Он одновременно был доволен тем, что да Винчи больше ему не конкурент, но и возмущен высказыванием Леонардо о скульптуре. 

Ночью Микеланджело пошел в мастерскую. Лучи восходящего солнца упали на гигантский мрамор — его тень откинулась во всю семиаршинную длину, приняв величественные, чувственные очертания, словно бы на земле распластался некий гигант.  В сознании Микеланджело незамедлительно возник образ Давида, его подвиг, описанный в Библии. Вот этот Давид, этот гигант — разве он не является символом Флоренции?   

Микеланджело изобразил Давида как символ республики.

Именно поэтому  зрителя преследует ощущение внутренней силы жизни. Давид – мужественный, несгибаемый боец, но в этом борце за свободу своего народа соединены гордость и смирение. Ощущение силы в теле и совсем другое выражение лица. Это еще мальчик, но уже воин. Мысли скульптора были заняты одним лишь Давидом, его образом: чувственностью и силой.  

Микеланджело — истинно величайший творец: скульптор, живописец, архитектор, поэт.

Как скульптор, он создавал реалистические произведения, пронизанные силой и нежностью. Сила проявлялась не только в телесном отображении, это была еще и сила духа. Для таких образов Микеланджело выбирал большие размеры форм, прибегал к умышленному изменению пропорций с учетом того, как на статую будет направлен взгляд зрителя. Нежность же проявляется через чувственность, духовность образа, ведь он – эталон для будущих поколений. 

Материал подготовила Юлия Гречущева 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *