В прошлый раз мы говорили об экранизациях русской классики иностранцами. Мы выяснили, что несмотря на отличия в интерпретациях, их версии достойны внимания и весьма любопытны.
В этот же раз мы поговорим об истории, а конкретнее – о советской. И то, как она предстаёт пред миром глазами наших зарубежных товарищей.
Три эпохальных события, изменивших страну, повернувших нашу историю в совершенно новое русло. Так как же его видят за пределами нашей необъятной?
Как бы это ни было для кого-то удивительно, но видение у них, как минимум интересное, если не сказать красивое…
«Враг у ворот»
Фильм 2001 года «Враг у ворот» у многих вызывает отторжение обилием стереотипов. И всё же это действительно хорошая военная драма с нетипичным для западного кино обращением к теме Восточного фронта Второй мировой. Пускай с долей клюквы и немалой долей вымысла, но лента повествует о реальном советском снайпере – герое Советского союза Василии Зайцеве и его злоключениях в обороне Сталинграда.
По общему тону это явно стандартный блокбастер, но он разбавляется личной историей противостояния двух людей из совершенно разных систем – Зайцев должен схлестнуться в бою с виртуозом нацистского снайперского дела – майором Эрвином Кёнигом. На фоне же происходит, собственно, сама великая битва за город на Волге.
В ролях тут Джуд Лоу, Рейчел Вайс и Эд Харрис – уж точно не последние актёры Голливуда. Добротно снято, красиво поставлено, неплохо написано. Что тут ещё сказать – хорошее кино, хоть и не без огрехов.
«Смерть Сталина»
«Смерть Сталина» – это скандальный фильм Армандо Иануччи. Кино, запрещённое у нас в своё время к прокату. И я одновременно недоумеваю и понимаю почему. Да, это откровенный стёб над борьбой за власть после смерти «отца народов» товарища Сталина. Для кого-то такое – святотатство, однако ничего оскорбительного я здесь не нахожу. Простое высмеивание людских пороков – алчности, агрессивности и глупости. Ну и да, высмеивание советской системы, что уж греха таить. Британцы умеют шутить по-чёрному, и здесь для них полное раздолье.
Персонажи – едкие карикатуры на советскую верхушку, и все, как один смешные. «Смерть Сталина» — смешной фильм. Это ли не главное для комедии?
Актёры – многие известные, тут всех и не перечислишь – исполняют роли с полной самоотдачей и с присущим сатире гротеском, тем не менее нигде не перегибают палку.
Не особо историчный в плане точности событий, но очень точный в общем посыле всей истории фильм. Если у Вас непереносимость чёрного юмора или стёба над кончиной вождя нации, то, наверное, проходите мимо. Всем остальным же строго рекомендуется.
«Чернобыль»
Мини-сериал «Чернобыль» от НВО стал главной темой для разговоров, среди личностей нетерпимых к любому малейшему проявлению «клюквы». Мол и водку там все пьют, и «антисоветчины» много, и переврали они всё. Ай, не соглашусь!
Во-первых, переврали там далеко не всё, хоть ряд художественных допущений и преувеличений там заметен невооружённым глазом. Во-вторых, именно этот сериал привлёк столь много внимания к одной из жутчайших техногенных катастроф в мировой истории.
Сериал очень бережно и уважительно относится к историям людей, участвовавших в ликвидации той аварии, а также, что тоже немаловажно, рассказывает увлекательнейшую историю полную напряжения, отчаяния и встречи бесконечной человеческой мудрости и столь же бесконечной человеческой глупости.
Тут хорошо практически всё, от актёров до деталей советского быта. Оценки на агрегаторах у сериала вполне заслуженные. А есть ли вообще кто-то, кто ещё его не видел или хотя бы о нём не слышал?
Если до этого при слове «Чернобыль» люди за рубежом представляли лишь город-призрак «где-то…в России», то теперь они лишь понимающе кивают.
Конечно, это далеко не все ленты о России и русских иностранного производства. Можно вспомнить и «Доктора Живаго» и экранизацию «Записок юного врача» с Дэниелом Рэдклиффом и, разумеется, дурацкую, но предельно добрую ленту о советском милиционере Арнольде Шварцнеггере в фильме «Красная жара», и много чего ещё.
Важно понимать, что несмотря ни на что, на Западе снимали и, будем надеяться, продолжат снимать кино о таких загадочных и далёких русских. Проблемы-то везде, во всех странах и во все времена – общечеловеческие.
Материал подготовила Мария Хапцова