Культура

Больше, чем картины  

Раскрываем тайны известных картин Третьяковки.

В Государственной Третьяковской галерее, основанной в 1856 году купцом Павлом Третьяковым, на данный момент находится более 180 000 произведений искусства. Среди них значимую долю занимают предметы живописи, многие из которых настолько плотно вошли в наш культурный код, что мы порой даже не задаемся вопросами о происхождении той или иной картины. Но давайте попробуем заглянуть за холстяной занавес и узнать, какую историю он скрывает.  

Пропавший художник в сосновом лесу 

Начнем снимать флер тайны с картины Шишкина «Утро в сосновом лесу». Всем она известна с самого детства благодаря этикетке вафельной конфеты «Мишка косолапый». Разворачиваем обертку истории и узнаем, что авторов у картины двое – И.И. Шишкин и К.А. Савицкий, и привнесла на эту картину медвежат, центральные фигуры пейзажа, не рука Шишкина.  

В Третьяковке хранится несколько карандашных эскизов Шишкина, на которых медвежата запечатлены в разных позах и в разном количестве, но ни одним из набросков лесного семейства художник не был удовлетворён. Савицкий, который, предположительно, подсказал Шишкину идею картины, изобразил животных на чистовом варианте и сделал это настолько удачно, что удостоился места на картине для собственной подписи.  

Третьяков же, приобретя картину за 4000 рублей, приказал вывести подпись Савицкого скипидаром, так как посчитал, что и замысел, и исполнение указывают на манеру Шишкина. Так люди и забыли еще одного художника, приложившего руку к созданию живописного шедевра. 

Картина как личная трагедия  

Подходим к другой картине «Неравный брак» В.В. Пукирева. Перед нами разворачивается и так довольно печальная сцена, которая у людей 19 века не вызвала бы удивления. В те далекие времена женитьба между бесправной молодой девушкой и пожилым мужчиной ради финансового благосостояния семьи первой не было чем-то табуированным и осуждаемым. Но холст не способен передать всю трагичность происходящего на картине венчания.  

За спиной молодой невесты, еще ребенка, под тесными сводами храма стоит молодой шафер, скрестив руки на груди. На его лице мы видим недовольство, а его глаза полны ненависти к пожилому кавалеру. В этом образе узнается сам художник. Но персонаж картины позаимствовал у автора не только внешний вид. Родители возлюбленной Пукирева отвергли его предложение руки и сердца и подобрали дочери старого, но состоятельного князя Павла Цицианова.  

Эту автобиографичную драму и запечатлел на холсте художник. Об этом королю репортажа Владимиру Гиляровскому рассказал другой художник Сергей Грибков, друг Пукирева. Эту историю Гиляровский включил в свою книгу «Москва и москвичи»: «Товарищ и друг В. В. Пукирева с юных дней, он (С. И. Грибков) знал историю картины «Неравный брак» и всю трагедию жизни автора: этот старый важный чиновник — живое лицо. Невеста рядом с ним — портрет невесты В. В. Пукирева, а стоящий со скрещёнными руками — это сам В. В. Пукирев, как живой». 

Изображение глубоко личной трагедии в одночасье принесло Пукиреву славу и всколыхнуло общество. Своей картиной художник смог предотвратить не один неравный брак.  

Аморальная русская Джоконда 

Последняя картина, которая попала на наш препарационный стол, это «Неизвестная» кисти И.Н. Крамского. Картина впервые была представлена в 1883 году на передвижной выставке в Петербурге. Она сразу приковала к себе общественное внимание. Героиню картины часто сравнивают с Джокондой: обе имеют ауру какой-то мистической, чарующей, неуловимой красоты, обе окружены ореолом таинственности.  

На самом деле, как Крамской ни пытался скрыть социальной статус женщины за банальным названием, все сразу догадались, что это не аристократка. Женщина, изображенная на картине, содержанка. Да, снова возвращаемся к диким нравам 19 века, для которых и эта ситуация не была чем-то из рук вон выходящим. В те времена для знатного мужчины, который не хотел обременять себя какими-то ментальными узами, но хотел видеть время от времени рядом с собой прекрасную спутницу, иметь на содержании женщину было обычным делом. Женщин, променявших свою целомудрие на дорогие шелка, возможность ездить в двухместной карете, носить дорогие головные уборы и ювелирные изделия, общество порицало, их не могли принять ни в одном из приличных домов.  

Несмотря на это, Крамской решил «замарать» холст женщиной с пониженной социальной ответственностью. Да еще и как он изобразил: горделивая поза, прямая аристократическая осанка, высокомерный холодный взгляд, дорогой и роскошный наряд! Естественно, консервативное общество не могло сопоставить надменность этой женщины с ее статусом. Логично, что на выставке произошел скандал.  

Интересно, что сам Третьяков, который по предположению Крамского должен был бы купить этот шедевр, просто постоял рядом с ней, развернулся и покинул выставочный зал. Видимо к такому искусству не был готов даже Третьяков.   

Заключение 

Многие картины могут похвастаться не только мастерством их автора, оригинальностью поднимаемых тем, новизной исполнения, но и интересной, загадочной и запутанной историей. Открывая для себя сопутствующие таким картинам сюжеты, невольно чувствуешь себя археологом, сдувающим тысячелетнюю пыль с артефакта, способного перевернуть представление человечества о древней цивилизации.  

Материал подготовил Никита Закревский 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *