Выставка проходит в Галерея pop/off/art в центре современного искусства “Винзавод”. Она станет началом серии проектов, посвященных Владимиру Куприянову. Художник умер в 2011 году, о нем мало слышало новое поколение художников и зрителей. Но его творчество — было и остается скачком и экспериментом, который только предстоит открывать и осмыслять.
В экспозиции представлены произведения 1990-2000х годов, демонстрирующие концептуальный подход Куприянова. Художник отказывался от идеи фотографии как исключительно картинной плоскости, он создавал фотоскульптуры и объекты с помощью различных техник и методов: отражения, засвечивания, деление и кадрирование, наложение слоев. Этот процесс можно назвать “развоплощением фотографии до состояния тени, эха”, которое и производит совсем иной эффект, нежели обычная фотография.
Центральное место отведено фото-скульптуре «Три грации» и объекту «Фауст”. Эти работы впечатляют — они словно выходят в реальность, в трехмерное пространство из пространства застывшей фотографии. Но стоит заметить, что Куприянов не стремился к тому, чтобы его объекты становились доминантой в пространстве. Фотографии для него — это то, что пропускает свет и тем самым воздействует на все находящееся рядом.
Произведения объединены темой исторического опыта, который остался в артефактах культуры, текстах прошлых веков, архитектуре. Куприянов находит свои, личностные артефакты, а не выбирает общеизвестные, “институциональные” знания. Например, в своих произведениях он часто использовал найденные анонимные кадры из семейных архивов и авторские снимки фотографов конца XIX – начала XX веков.
Куприянов создавал иллюзию, меняя архитектуру и правила фотографии, дарил зрителю переживание запредельного. Сейчас же, когда случился скачок в развитии виртуализации искусства и дорогостоящих выставочных инсталляций, то, что делал Куприянов, может показаться недостаточно впечатляющим для искушенных зрителей. В этом кроется парадокс, который затрагивает творчество художника: новаторский, сложно объяснимый опыт Куприянова сейчас кажется уже классицистическим, безопасным. А парадокс ведет нас к вопросу: Хватит ли у современного зрителя чуткости для уникального творчества Куприянова?
Материал подготовил Игорь Степин