Пресыщенность массовой аудитории достигла апогея! И она плотно запустила свою паутину в сферу фотоискусства. Инстаграм на это повлиял, Face App или доступность желаемого. До конца неизвестно, что стало отправной точкой к переменам. Почти никому уже не интересны идеальный свет, выигрышный ракурс и «роскошь локонов» из рекламы Shamtu с Синди Кроуфорд. Разобраться в новых трендах, отношению к фотографам и угасающей популярности Терри Ричардсона нам поможет Данил — ассистент главного фотографа одного из главных глянцевых журналов Москвы.
Newsforward: Давно ли в последний раз ты ассистировал в типичной глянцевой съемке?
Данил: Чем выше моя позиция в иерархии журнала, тем реже я сталкиваюсь с натуральностью экспозиции. Современные фотосессии в глянце, за редким исключением, предполагают лоск, многочасовую подготовку света и моделей, сутки ретуши, поиск лучших локаций. Натуральность и отказ от профессионального подхода практически всегда связан с контекстом, героем номера и инфоповодом. Было бы странно размещать на обложке растяжки и прыщи, если речь пойдет об ангеле Victoria Secret.
Newsforward: Эта тенденция остается только в глянце? Я постоянно вижу отказ от фильтров и фотошопа в изданиях другого характера.
Данил: Да, статус глянца предполагает ожидания аудитории, и мы должны ему соответствовать. В свободное время я провожу частные фотосессии, где клиенты строго отказываются от ретуши. Моим коллегам иногда даже предлагают вакансии личных фотографов Инста-моделей. На собеседованиях, насколько я знаю, всегда обсуждается степень редактирования фото. Она упорно стремится к нулю. Массовая повестка и запрос блогерской аудитории диктует натуральность, иногда даже искусственно созданную. Наверное, глянец сегодня — исключение. Фотография становится не изображением образов, а зеркалом.
Newsforward: Как в таком случае чувствует себя фотографы? Вы связаны не только с процессом, но и эстетикой.
Данил: Мне кажется, амбиции и стремление украшать исчезают у фотографа, когда он перестает заниматься этим на любительском уровне. В структуре своего издания ты оказываешь услугу и выполняешь задание. Поэтому мы просто меняемся вместе с новыми трендами. Условному Терри Ричардсону сейчас, наверное, тяжело. Если твоя карьера строилась на объективации и нарочном выпячивании сексуальности, красоты и идеальных форм, будет сложно. Можно не просто потерять клиентов, но и попасть под поезд критики или столкнуться с «культурой отмены».
Newsforward: Как ты относишься к недавнему скандалу с Терри? (Ричардсона обвиняли в харрасменте ряда моделей — прим. ред.).
Данил: Сложно понять, где сейчас проходит грань между домогательствами и рабочим прикосновением к модели, между критикой и замечанием. Для меня Терри Ричардсон — это бренд, это культовый фотограф. Никакие скандалы не смогут обесценить его творчество и, кстати, вклад в развитие и популярность обвиняющих его моделей. Для меня все это обернулось дополнительным уроком оставлять личную жизнь и общение за стенами студии.
Newsforward: Если мы заговорили о культовых фотографах, то раньше у каждого из были музы, Наоми Кэмпбелл или Синди Кроуфорд. Сейчас их заменили Белла Хадид и Кендалл Дженнер. Личность модели ушла на второй план?
Данил: Нет, произошло четкое разграничение по сферам интереса аудитории. Как Ким Кардашьян попадает на обложки из-за своей популярности, так и классические модели попадают туда из-за внешних данных. Между популярностью и красотой ставится знак «равно». По итогу музой условного массового Космо станет Кайли Дженнер. Редакция Вога будет заинтересована в неизвестной никому классической модели. Все определяет запрос аудитории. Да и сейчас нет второй Наоми и ее характера.
Newsforward: С чем это может быть связано?
Данил: Красоток много всегда было и есть. Поколение тридцатилетних испорчено тюнингом, а двадцатилетние обленились. Моделинг подразумевает бешеный темп работы и жизни. Это закаляет характер, дает развитие личности, даже формирует особый взгляд и мимику. Амбициозных и естественных сейчас мало. Если такие появляются, то сразу прокладывают путь в большую моду. Местечковым изданиям, или даже столичным, сложно «выцепить» их на съемки в условиях загруженного графика.
Newsforward: Есть предположения, что будет дальше? Может, мы вообще перейдем в виртуальную реальность и откажемся от фотосессий, показов и всего материального?
Данил: Помнится, я поступал на журфак когда-то с мыслью о том, что век печати закончился. Как видишь, этого не произошло. Людям нужно ощущать в руках газету, журнал, книгу. Можно сравнить с деньгами. Даже если на карте лежат миллионы, почему-то намного приятнее смотреть воочию на пачки и пересчитывать их. Другое дело – виртуальные платформы. Например, в NFT уже даже наши артисты выкладывают свои проекты и эксклюзивно продают на них права. Их распространение и публикация запрещены. Уникальный контент! Мне кажется, как раз туда уйдут все самые талантливые фотографы и отпетые модели. Анонимность гарантирует полную свободу.
Newsforward: Ты тоже планируешь уйти из глянца в мир технологий?
Данил: Я загорелся этой идеей, но планировать пока могу только свой отпуск. Перезапущу «процессор» за пару недель и решу, что делать дальше. Глянец надоел, а работа на вторых ролях – тем более. Кажется, наше поколение уходит в другое измерение и отказывается от светскости. Всем хочется свежести –– мы возвращаемся к истокам и чистоте.
Гламур и глянец пусть остаются в ресторанах на Старом Арбате. Только натуральность –– только хардкор!
Материал подготовила Алена Александрова