Культура

Главные проблемы 19 века, освещаемые русскими классиками

Золотой 19 век, знаменитый изобретением паровозов, пароходов,  электричества, телефона. Своеобразными героями того времени были Никола Тесла, Гегель, Чарльз Дарвин, Томас Эдисон. Что же насчет литературы? На Западе  на гору популярности активно восходили Оскар Уайльд, Виктор Гюго, Александр Дюма. В России же активно работали Александр Сергеевич Пушкин, Иван Сергеевич Тургенев, Николай Васильевич Гоголь. Наши классики были крайне обеспокоены тем, что происходит в обществе, поэтому  и родились «вечные темы», освещаемые ими. Какие же они?

Тема маленького человека

Обычно он изображается как неказистый, скромный, низкого сословия человек,  которого общество обижает, принижает, не замечает или даже открыто оскорбляет.

«…Чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным…»

 Он живет очень бедно, с трудом находит деньги на пропитание. Одежда его либо порвана, либо вся в заплатках и зачастую похожа на половую тряпку. Живут они в коморках под лестницей, как всеми известный Гарри Поттер, или же на чердаке.  Комната всегда некрасивая, грязная, маленькая. Создается впечатление, что помимо людей этих героев сковывают и условия их жизни. Несмотря на это, такие персонажи всегда очень добры, наивны и готовы помочь ближнему, да и не только. Кто-то скажет, что не все персонажи этого типа имеют чистую душу, приводя в пример Родиона Раскольникова из «Преступления и наказания». Однако, если присмотреться, то можно увидеть его безграничную любовь к своей матери и сестре, готовность отдать абсолютно все, чтобы их уберечь от горя/проблем. Он решил проверить теорию, которую не был в силах реализовать и поплатился за это бесконечными душевными  муками  до сердечного признания и отбыванием срока в ссылке. В этом же произведении есть полная противоположность Родиона – Софья Мармеладова. Да, каждый ее день наполнен грехами, но можно ли считать это преступлением? Не думаю. Почему? Хотя бы потому что это делается не из-за получаемого  удовольствия или полнейшего  разврата души, а ради своих сводных сестер, мачехи и вечно пьющего отца, который не в состоянии обеспечить свою семью. И героиня не сломилась, не пала духом. Это обличает ее внутренний стержень, с помощью которого она смогла спасти и Родиона. Именно благодаря ей он очищается от своей губительной теории. 

sony_marmeladova.jpg
Соня Мармеладова и Родион Раскольников. Кадры из сериала «преступление и наказание», 2007 год

Есть и другой пример. Акакий Акакиевич из повести  Н.В.гоголя  «Шинель» . Бедный чиновник, искренне любящий свою работу.

«Вряд ли  где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно,- нет, он служил с любовью. Там , в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир»

photo (1).jpg
Акакий Акакиевич Башмачкин

Однако, жизнь не так сладка, как хотелось бы. У него отбирают самую ценную вещь, которую Акакий берег, как зеницу ока – новую шинель. Стоила она недешево, а в итоге пробыла у него в пользовании всего день.

Таких случаев было не мало. Честно говоря они есть и сейчас. Именно поэтому многие писатели так заостряли на этом свое внимание. Так  яро хотели, чтобы общество наконец увидело и искоренило данный порок. Каждый стремился показать насколько несправедливо относится мир к  маленьким людям, готовым всей душой помогать другим, работать не покладая рук.

Проблема деградации личности

Вечная тема, которая будет жить в человеческом мире вечно. Лень, депрессию и прокрастинацию никто не отменял. Иван Александрович Гончаров представил,  что же может произойти с таким человеком в своем произведении «Обломов».

 Главный герой прозябал каждый свой день на диване, в одном халате. Он практически не вставал. Занимался умственной деятельностью. Нет, не учился или читал, а все строил планы по обновлению своего хозяйства. Только не один из них реализован не был.

В квартире его был жуткий бардак и кругом лежал огромный слой пыли. Что  говорит о том, как убирались его слуги, которые ленились  не меньше хозяина. Герой никогда не заканчивал дела, за которые брался.

Параллельно с деградацией личности  автор раскрывает проблему воспитания. Он показывает, все идет из детства Обломова.  Маленького барина постоянно все жалели, родители не настаивали на его хорошей учебе и постоянно искали малейший повод, чтобы забрать своего мальчика из школы домой быстрее. Он избалован и не знает насколько важен труд.

Его судьба сложилась вроде бы мирно и не особо горестно, но я не могу сказать, что это была жизнь. Как мы видим, герой пытается изменить свое поведение ради возлюбленной. Ольга была, как  Штольц, энергичной, целеустремленной, стремящейся открывать новые горизонты. Илья Ильич любил ее за не только внешнюю идеальность, но и внутреннюю. Героиня была его музой, которая не должна была настаивать на полном изменении жизни Обломова. Однако, Ильинская с ним увядала. Она понимала, что не может полюбить Илью таким, какой он есть сейчас. Но  если он измениться ради нее, то их роман обретет будущее. Все было в руках мужчины, только вот он этим не воспользовался и опять сдался. Так  закончилась любовь и ухудшилась ситуация с деградацией Обломова. 

lyubov-v-jizni-oblomova-14297-large.jpg
Илья Ильич Обломов и Ольга Ильинская. Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И.И.Обломова»

Или, например, Антон Павлович Чехов в рассказе «Ионыч» изображает как человек, похожий на Штольца может спуститься до жизни Обломова. 

Амбициозный земский врач Дмитрий Ионыч Старцев приезжает в губернский город С., где знакомится с Туркиными. С первого взгляда эта семья крайне талантливых людей, в которой отец ставит любительские спектакли, мать пишет повести и романы, дочь Екатерина играет на рояле, и собирается ехать учиться в консерваторию.

 Вроде жизнь в губернии не такая уж и плохая. Каждый день главный герой помогал людям, навещал  дом Ивана Петровича и Веры Иосифовны. Все шло хорошо ровно до того момента, как главный герой не начал понимать, что одно и то же повторяется день за днём. Затем же , после крайне жестокого отказа Екатерины и ее выходки с кладбищем, он стал замечать, что спектакли и анекдоты главы семьи не такие уж и гениальные, романы однообразны и нигде не публикуются, Котик ( так называла мама меньшую из Туркиных)  просто разбил на куски его сердце. От любви все перешло к огромной ненависти. В их дом врач больше не ездил. 

Эти обстоятельства изменили его характер. Герой стал крайне раздражительным, эгоистичным, у него пропало желание помогать людям, а затем вообще стал брать взятки. В конце произведения мы видим ворчливого толстого и зазнавшегося врача, который  питает ненависть ко всему и не желает работать. Так изменила героя не только душевная боль из-за отказа Котика, но и атмосфера города. Люди в нем ни к чему не стремились, они жили размеренной и застоявшейся жизнью. Было  мало одного энергичного врача, чтобы изменить это , поэтому он  увяз в болоте безысходности и застоя. 

Дмитрий Ионыч Старцев

Проблема «Отцов и детей»

Трудности  взаимопонимания разных поколений будет с нами всегда, ведь растем мы все в разные времена. С годами меняются  ценности и к этому трудно привыкнуть, что и приводит к конфликтам между поколениями.

Эту проблему  подробно проанализировал Иван Сергеевич Тургенев  в своем романе «Отцы и дети». В произведении изображается конфликт не сына и отца, а просто разных поколений. У Базарова и Павла Петровича складываются не самые хорошие взаимоотношения. Из-за рвения первого ко всему новому и теории нигилизма. Второй же придерживается установленных традиций и не считает, что миру нужны такие грандиозные перемены и обновления.

 В конце мы видим, что Евгений проиграл. Почему? Его убеждения дали трещину именно в тот момент, когда он влюбился в Одинцову. Ранее герой считал, что ему необходимо быть одному, Базаровский нигилизм просто отталкивал других людей. Поэтому, не имея преград в виде чувств и сожалений из-за утрат,  мог воплощать идеи в жизнь, дальше «расчищать почву». Как говорят, любовь всегда приходит неожиданно и в этой ситуации она не изменила себе. Ворвалась и разрушила  все надежды на реализацию планов молодого ученого.

 Старшее поколение побеждает не только у Тургенева. Александр Сергеевич Грибоедов в комедии «Горе от ума» вскользь обращает внимание на эту тему. Борьба Чацкого с  фамусовским обществом затрагивает не только проблему праздности дворян 19 века , но и вопросы воспитания, крепостного права, социальных проблем.  Александр Андреевич показывает, что Фамусову и его последователям следует поменяться, пойти по новому пути развития ради собственной страны. Но его не хотят слышать, а тем более изменять собственным привычкам. Поэтому в конце комедии из главного героя  с легкостью сделали сумасшедшего.

 «Век нынешний» и «век минувший», как бы мы не старались, всегда будет находиться в противоборстве друг с другом. 

Материал подготовила Анастасия Валюх

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *