Рецензия

«Высшее общество». Сонный сай-фай от Клер Дени

11 апреля в российский прокат вышел научно-фантастический фильм от одной из лучших женщин-режиссёров современности.

Когда я с большим опозданием шёл на эту картину в кино, я знал, чего мне стоит ожидать от просмотра: медленный темп, мало действия, медитативность и вдумчивость, короче говоря фестивальное кино. Даром, что один из дистрибьюторов картины – А24, которые ничего кроме авторских фильмов в прокат не выпускают.

К тому же пресса, а особенно французские кинокритики, ставят «Общество» в один ряд с «Космической одиссеей» Кубрика и «Солярисом» Тарковского. А это архимедленное и неторопливое кино, но этому кино есть что сказать. К сожалению, размеренность нового фильма Дени – просто ширма, прикрывающая отсутствие сюжета.

Начнем со структуры фильма, 75 процентов хронометража – это флэшбеки. Настоящее же, выпадающее из фильма после начала, спойлерит тебе эти 75%, уничтожая какую-либо интригу или намёк на напряжение. А ведь это могло бы хоть как-то спасти картину, добавив в нее побольше динамики и неопределенности.

Десяток космонавтов отправились за пределы Солнечной системы, чтобы спасти человечество, но долгий перелёт пагубно сказывается на «спасателях». И это – сюжет флэшбеков. Остальное – воспитание ребёнка в космосе. И, казалось бы, и то, и то звучит интригующе, второе даже оригинально. Да ещё и фильм с претензией, но это оказалось примерно также интересно, как пялиться в чёрный экран без звука.

Во-первых, ни один из героев не вызывает каких-либо эмоций и тебе абсолютно всё равно на их участь, потому что они – сонные мухи. Во-вторых, когда герои перестают быть сонными, пытаются раскрыться и что-то рассказать о себе зрителю, то они становятся смешными, что явно не являлось целью.

Когда тебе пытаются объяснить, что происходит и зачем конкретно космонавты летят, почему летят именно они, то ненароком подносишь ладонь к лицу. Хорошая идея – послать приговорённых к смертной казни людей без какого-либо необходимого опыта и знаний спасать человечество. Хорошая идея – запереть всех этих людей на годы в консервной банке, лавирующей в пустоте. Да что вообще может пойти не так?

Смешат попытки в философию, особенно в контексте сравнений «Общества» с Кубриком и Тарковским. Оба в своих фильмах исследовали человека, его природу, психологию, его бессознательное и сокровенное так, как не делала и не делает до сих пор ни одна фантастика. В фильме Дени нет ничего и

близко стоящего рядом с этими картинами, это даже не «Пекло» Бойла, которое сумело сделать и красиво, и размеренно, и умно. Здесь же нет ничего кроме пустословия о человеческих выделениях и непреднамеренного абсурда.

Да, «Высшее общество» во многом о борьбе животного и человеческого, что-то даже про любовь, что-то про одиночество. Но вот в том-то и дело, что кроме этого «что-то» в фильме и нет ничего. Есть много статичных кадров, неплохой цветокор, оммажи классике и есть космос – такой же пустой и бесконечный, как и эта картина.

Вахрушев Иван

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *