Одним из самых узнаваемых и распространенных в культуре персонажей славянской мифологии являются русалки.
Поверья о типовых признаках, происхождении и взаимодействиях русалок с людьми разнятся в зависимости от регионов, поэтому в данной статье мы рассмотрим самые распространенные.
До начала девятнадцатого века сохранялась традиция описывать персонажей славянских поверий через образы античной мифологии. Русалки выступали в роли славянских нимф и наяд, но, в отличие от древнегреческих, в прошлом были людьми.
Чаще всего можно услышать или прочесть, что русалки — души девушек, родившихся или умерших в «Русальную неделю». «Русальной» называлась неделя, следующая за Троицей, так языческие поверья переплетались и с христианством. Кроме того, христианство оказывало влияние и на восприятие русалок в народе. В некоторых регионах русалки выступали не как водные божества, но как «женщины дьяволы».
Есть менее популярная версия, что русалками становились некрещёные дети, утопленницы или юные девушки, умершие преждевременной смертью.
В славянских поверьях покойники, умершие досрочно, являлись особенно опасными, «ходячими». Такие персонажи наиболее активно взаимодействовали с живыми людьми, принося вред. Тем не менее, роль русалок двойственна и зависит не только от обычных представлений о них в конкретном регионе, но и от взаимодействия с ними человека.
Есть несколько типов внешности русалок. Они представали в образе красивых молодых девушек., полуженщин-полурыб (с чешуйчатыми хвостами), уродливых немолодых женщин (иногда с грудью, перекинутой через плечо) или же, реже, как бесполые существа.
Несмотря на то, что сейчас мы ассоциируем русалок с водой, в поверьях места их обитания варьировались в зависимости от времени года. Так, с осени до «Русальной недели» — в водоёмах, а после неё выходили из воды и поселялись на ветвях деревьев — обычно дубе или берёзе. На «Русальной неделе» же встретить их было можно в поле, на деревьях, в воде или у воды, в болотистых местах, в лесу, на перекрестках дорог, на мосту, на кладбище или даже дома на печи.
Возвращаясь к описанию внешнего вида русалок нужно упомянуть, что в мифологии славян большая — иногда перекинутая через плечо — грудь символизировала материнство, принадлежность к природе, полноту жизни. Так часто описывали и Бабу-Ягу, которая являлась матерью леса. Русалки же обычно выступали защитницами злаковых полей или даже способствовали плодородию. Впрочем, двойственность проявлялась и здесь. Десятый понедельник Пасхи считался днём русалок и хозяевам, которые работают в этот день, русалки посевы портили, могли насылать бури и град. Тем же, кто чтил ритуальные запреты и соблюдали принятые обычаи — способствовали
Также, во время пребывания на суше, могли похищать детей, оставленных в поле или, напротив, забавлять их. Взрослых русалки могли защекотать, задушить или утащить на тот свет.
Славянские русалки до сих пор фигурируют в сказках и легендах, рассказываемых в различных странах Восточной Европы, и хотя в современном искусстве данный образ часто профанируется и упрощается, эти персонажи остаются важным элементом культуры.
Материал подготовила Ольга Малиновская