Культура

В чем заключается философия абсурда Кафки? 

Франц Кафка — немецкоязычный чешский писатель, который практически не публиковался при жизни и стал известен только после смерти.  

Произведения Кафки бесконечно интригуют и интересуют любителей литературы, а его имя ассоциируется с экзистенциализмом, литературой абсурда и иррациональностью. Разберемся, почему его произведения — литература абсурда. 

Абсурдизм — что это?  

Абсурдизм появился в литературе с разочарованием людей в окружающем мире. Был создан стиль написания произведений, в которых нет логики и причинно-следственных связей и явно изображается бессмысленность и нелепость человеческой жизни. Кафка отличался сильным чувством безысходности, обреченности и даже страха в произведениях, это связано с мыслью, что реальность враждебна человеку. 

Кафка берет за основу случай, не поддающийся логическому объяснению и “выбивающийся” из привычной человеческой жизни, и весь сюжет произведений строится вокруг абсурдного события, которое доходит до своего логического конца, оставляя читателя наедине со своими мыслями и “пищей для ума”. Только приняв абсурдность описываемых событий возможно понять смысл книги — в этом и есть особенность литературы абсурда. 

“Всадники” абсурда Кафки 

Безликие герои 

Описания героев произведений Кафки не позволяют полностью раскрыть их внутренний мир, чаще всего известно только место их работы. Даже полные имена главных героев остаются загадкой — это связано с темой бессмысленности существования человека и равнодушия окружающего мира (например, Йозеф К. в “Процессе” настолько незначителен для системы, в которой он существует, что на протяжении всего романа его фамилия так и остается сокращенной до одной буквы). 

Замкнутое пространство 

Здесь можно увидеть связь образа жизни автора с описанием пространства и обстоятельств, в которых находятся его герои — зачастую это комнаты, чердаки или кабинеты с низкими потолками и “давящей” обстановкой. Сам кафка работал в страховой компании и ненавидел свою работу, он писал свои произведения дома по ночам, возможно, поэтому возникает ощущение, что все произведение — просто странный сон.  

Система 

Как уже было сказано ранее, Кафка не любил свою работу и писал о бюрократии путано, “по-чиновничьи”, у него это получалось мастерски. Например, в “Процессе” волокита и бюрократия образуют целую систему, которая становится таким же главным героем, как и сам Йозеф К., и уничтожает его постепенно. Эта система напоминает замкнутый круг, в котором отсутствуют чувства и мысли людей, есть только бумаги и распоряжения, которые не заканчиваются никогда, но от них зависят судьбы людей. 

Отрешенность 

Кафка был далек от своей семьи, он поддерживал хорошие отношения только с сестрами, в отличие от отца, к которому он чувствовал только гнев и обиду. Это также заметно в “Превращении” — отношения главного героя, Грегора Замза, с отцом холодные и отчужденные, во многих произведениях главный герой не общается с семьей и пытается решить свои проблемы в одиночестве. 

И все-таки, что хотел сказать Кафка? 

«Он принес нам мечты и видения своей одинокой, тяжелой жизни, притчи о пережитом, о бедах и счастье; и именно эти мечты и видения есть то, что мы можем воспринять от него, а не те «толкования», какие дают его сочинениям остроумные интерпретаторы. Эти «толкования» — своего рода игра интеллекта, часто очень милая игра, принятая умными, но чуждыми искусству людьми, которые могут читать и писать книги о негритянской скульптуре или атональной музыке, но никогда не найдут доступа к глубинам произведения искусства. Они словно стоят перед дверью, перепробовали сотню ключей, но не видят, что дверь-то не заперта.» — Герман Гессе — немецкий писатель и художник. 

Материал подготовила Анастасия Коровина 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *