Культура

Шутить, оказывается, сложно

Смех является важной составляющей нашей жизни. Мы шутим в компании друзей или над какой-нибудь ситуацией, тем самым поднимая себе и окружающим настроение. Неудивительно, что сегодня существуют даже профессии, связанные с юмором. Правда, общество не воспринимает комиков всерьез, считая это несерьезным хобби.  

Шутки шутками, а комедия – это целое искусство, которому нужно учиться. Одно дело, когда мы проводим выходные в кругу знакомых, время от времени отпуская веселые фразы. Другое – когда человек погружается в данное ремесло с головой, выбирая его делом своей жизни, то есть видом осознанной деятельности. И чтобы этого добиться, для начала следует разобраться в жанрах комедии. А их, к слову, не так уж и много. Но у каждого есть свои нюансы и «законы». 

Импровизация

Импровизационная комедия отличается от других отсутствием заранее заготовленных шуток и реприз. И из-за этого данный жанр многими воспринимается легким в исполнении. Однако это не так. 

У импровизации есть правила, которые необходимо соблюдать для удачного выступления: 

1) «Всегда говори да!» — пожалуй, это главный принцип импровкомедии. Участникам сценок следует поддерживать идеи партнеров, принимать героев и ситуации, которые были предложены. А иначе это чревато неразберихой и запутыванием в событиях. 

2) «Здесь и сейчас». Как и было сказано ранее – все происходит в моменте. Не нужно «цепляться» за шутки, которые могли быть придуманы в прошлом (например, если когда-то уже была похожая по ролям или ситуации игра). Актеру также не стоит «витать в облаках», иначе он рискует «выпасть» из предложенной реальности и никак не задействоваться в ней.  

3) Инициатива – предложения участников всегда приветствуются. А если получилось так, что актер не знает, как обыграть что-либо, то он в праве незначительно изменить курс игры.  

4) Понять цель выступления. К сожалению, начинающие импровизаторы часто допускают ошибки в данном вопросе, а именно – отходят от темы, из-за чего сценка приобретает обыденность. Во избежание этого актер должен быстро сориентироваться и обозначить рамки ситуации. И, конечно, с помощью фраз или действий, направить в нужное русло своего партнера. 

5) Конфликт. Данное правило переплетается с предыдущим – чтобы не уйти в пассивное повествование, в самом начале сценки следует четко обозначить главное событие, к которому необходимо прийти. В этом вопросе существует либо «черное», либо «белое» — третьего варианта нет. 

Конечно, если игра позволяет, то правила можно нарушать. Но брать это в привычку нельзя. 

Есть и еще некоторая сложность в импровизации. Одно дело, когда на сцене находятся два человека, которым легче скооперироваться и помочь друг другу, если что-то идет не так. Совсем другое – выступление, во время которого участвуют все члены команды (3-5 человек). В этом случае важно не игнорировать правила, ведь у каждого актера свое видение ситуации и каждый хочет внести свою лепту в событийность.  

Навыки, необходимые для успешной игры: актерское мастерство, быстрая реакция на происходящее, начитанность, отсутствие высокой самокритичности, коммуникабельность.  

Стендап

Наиболее известный жанр комедии, заключающийся в выступлении комика с подготовленным материалом. В основном, шутки строятся вокруг жизненных ситуаций стендапера, которые имеют для него положительный или негативный окрас. 

В стендап-комедии есть две составляющие: история и юмор. То есть, шутками комик дополняет свой рассказ или отношение к чему-либо, делая выступление более ярким. Существуют профессиональные термины: сетап и панч. 

Сетап – начало, в котором идет повествование истории или ситуации. На этом этапе юмора нет – слушателя лишь подготавливают к дальнейшей шутке. Здесь комики используют такие фразы, как «У всех было такое, когда…», «Вчера со мной произошло…» и подобные. 

Панч – неожиданная концовка, то есть сама шутка. Четкой границы между сетапом и панчем нет, поэтому зритель не ожидает, что после описания обыденных событий резко появляется юмористическая составляющая. 

Вторая часть (панч) тоже представляет собой некую историю, которая переворачивает с ног на голову первую, подготовительную (сетап). Конечно, они могут быть не связаны в полной мере, однако наличие точки соприкосновения их смысла, то есть контекста, обязательно. 

Не исключается и внедрение импровизационных элементов, когда человек взаимодействует с публикой. Некоторые комики отдают предпочтение именно такому варианту. Однако стоит учитывать факт того, что за их спиной уже есть большой опыт в комедии, то есть они умеют «правильно» контактировать с аудиторией. Без этого импровизационный стендап обречен на провал. 

Казалось бы – подготовленный материал должен обеспечить стендаперу удачное выступление, ведь написанное проходит несколько этапов редактуры и репетиций. Отличие от той же импровизационной комедии заключается в том, что здесь комик должен знать свою аудиторию. И из этого вытекает необходимость подстраиваться под нее. Например, есть темы, которые будут понятны узкому кругу людей – это нужно принимать, как бы не хотелось выйти именно с этим материалом. Беспроигрышным вариантом будут сетапы на обыденные, общечеловеческие проблемы. Но и преподносить их следует «по-новому», ведь стендап-комедия существует не первый десяток лет и сколько за это время рассматривали конкретную тему – не пересчитать.  

Жанр стендапа делится на поджанры, различающиеся между собой тем, как и вокруг чего построена шутка, на что она нацелена и так далее: 

— комедия наблюдений (основа – обыденная жизнь со всеми ее проблемами и «подводными камнями»); 

— пародия (копирование манеры общения и поведения другого человека; обычно пародия является лишь составляющей выступления); 

— one-line joke («компактная» штука, состоящая из нескольких предложений); 

— комедия оскорблений (спорный поджанр, заключающийся в установлении комиком ворчливого и злого образа вокруг себя; злая насмешка над другими); 

— комедия персонажей (комик придумывает себе образ, с которым выступает и появляется на публике); 

— скетч (короткая сценка); 

— каламбур (игра слов, которая оказывает на аудиторию положительный эффект) и многие другие. 

Ситком

Ситуативная комедия– юмор, построенный вокруг одной конкретной ситуации. Все реплики и действия заранее прописываются. Обязательное условие – полное погружение в предложенную реальность, что достигается не только актерскими навыками участников, но и их костюмами и декорациями. 

Ситком, в какой-то степени, может напоминать скетч. Однако последний длится несколько минут и затрагивает одну тему, в то время, как ситуативная комедия включает в себя множество обыгрываемых ситуаций, связанных друг с другом и, соответственно, занимает больший хронометраж. 

Существует еще множество разновидностей юмористического ремесла, но их нельзя выделить как отдельные жанры. Например, «разгоны» — неофициальный термин, которым можно назвать разминку перед выступлением (комики берут за основу какую-либо ситуацию и придают ей юмористический окрас, тем самым настраиваясь перед выходом на сцену). Или же, всем известный «КВН», который включает в себя всё или большинство из ранее перечисленного. Но, так как в КВН нет четкой основы, которой следуют участники, жанром комедии его трудно назвать. 

Материал подготовила Дарья Петрова

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *