Без рубрики

Эмо, готы, панки. Цикличность моды и культуры

«Мода циклична, как цикличны и феномены культуры. Они проходят круг: от первых ростков до усиления интереса, достигают пика, дальше следует спад и забвение. Этот цикл может повториться через десятилетие, несколько десятилетий, тогда, когда возникнет желание возврата, ностальгия, интерес к эпохе. Но это не прямое копирование. Добавляется что-то новое, актуальное. Если прошло немного времени, то возвращаются детали. 

Мода и культура — это два взаимосвязанных понятия, которые тесно связаны друг с другом и оказывают влияние на нашу жизнь. Цикличность является неотъемлемой частью моды и культуры, так как они постоянно повторяются в определенных временных рамках» Ⓒ преподавательница школы дизайна НИУ ВШЭ Татьяна Бакина. 

 Во все времена в мире существовало множество субкультур, каждая из которых имеет свои собственные характерные черты, музыку, стиль одежды и поведение. Среди них можно выделить ярчайших представителей, о которых знает каждый – эмо, готы и панки. 

Панки 

 Возникновение: 

 Субкультура панков возникла в 1970-х годах в Великобритании и была связана с упадком экономики. Молодежь уже не могла себе позволить дорогой образ жизни, Рок-н-Ролл «скатился» и прогнулся под коммерческие требования. В противовес этому родилась панк-культура, протестующая против гламура, продажности и, в общем-то, государства.  

 Считается, что панк-рок произошел из гаражного рока в 1960-х годах. Он тогда оставался в нише локальных андеграундных сцен и избегал контакта с популярностью, но в конце концов продался крупным лейблам. А те исполнители, которые не поддались денежному искушению, положили начало панк-року. 

 Впервые слово «панк» было использовано в качестве музыкального термина в начале 1970-х, примерно тогда же, когда и сама субкультура. Его стали употреблять некоторые американские критики для описания гаражных групп и их поклонников. С началом появления первых панк-групп, его ввели в широкий оборот и описывали им все, что отвергало этические и социальные принципы общества. 

 Идеология: 

 У панков трудно выделить одну единственную идеологию, потому что как социальный конструкт они развивались, делились, появлялось много направлений. Но, в целом, их объединяет нонконформизм, стремление к личной свободе и независимости, пропаганда принципов DIY(«Do It Yourself» – Сделай Это Сам) и презрение к коммерции. Важную роль в жизни панка занимает протест. Он может быть культурным, пренебрегающим правилами морали и эстетики или социальным, борющимся за права людей, а может быть и анархистским, противодействующим государственному строю и общественным институтам. Основная ценность с точки зрения панка – свобода. И она должна быть во всем. Никто ничего не должен навязывать. 

 Внешний вид: 

 Изначально у панков не было ирокезов. Моду на них ввела британская панк-группа The Exploited в начале 1980-х годов. У первых панков были просто растрепанные волосы, куртки-косухи, металл. Манеру носить кеды ввела группа Ramones, а кожаную куртку популяризировала группа Sex Pistols. 

По ходу развития субкультуры ключевым в имидже панка стала именно провокация. Выделяться яркой внешностью: цветные волосы, татуировки и броский макияж, кожаные куртки, нарукавники и браслеты, обильное использование шипов и заклепок – все это было одним из способов. 

 Музыка: 

 Музыка является центральным элементом культуры панков. Панк-группы часто использовали простые музыкальные структуры и аранжировки в духе гаражного рока 1960-х, от которого произошли. Типичный панк-коллектив включал в себя одного/двух гитаристов, басиста, барабанщика и вокалиста. Песни, как правило, были короче, чем у популярных тогда исполнителей, игрались в очень быстром темпе. По сравнению с другими популярными музыкальными жанрами, панк-тексты откровенные и конфронтационные, они часто затрагивали социальные и политические проблемы. Одной из основных целей панк-музыки было оскорбление и шокирование мейнстрима(любые массовые тенденции, популярные в обществе)

 Вывод: 

 Современные панки что в России, что за рубежом, теперь имеют не так много общего с классическим пониманием этого слова. Многие больше не стремятся к анархии, не выступают против общества и его законов. В определенной степени, музыкальная часть панка стала бизнесом. А сама единая субкультура распалась на десятки молодежных образований. Но все равно панки продолжают оставаться значимым явлением в современном мире, выражая неудовлетворенность молодежи жизнью в капиталистическом обществе, используя свою музыку и внешний вид, чтобы выразить идеи и протестовать против стереотипов и норм общества. 

Готы 

 Возникновение: 

 Слово «гот» произошло от английского «gothic» – варварский, грубый. Готы, как и многие другие субкультуры, появились в 1970-х годах в Англии на базе панк-движения, но как самостоятельное ответвление этот стиль сформировался вокруг жанра готик-рок, одного из ответвлений новой волны. По сути, готы – практически самая загадочная и необычная из всех существующих культур в наше время. На первый взгляд, человек, который хочет называть себя готом, должен загонять себя в определенные рамки, но на самом деле это не так. Потому что только тот, кто действительно влюблен в чарующую атмосферу готической культуры, не будет обременен традициями готов.  

 Так как точных критериев атмосферности нет, каждый понимает явление готики по-своему. Из-за этого возникает множество споров как в реальности, так и в Интернете.  

 Готы – индивидуалисты, если сказать проще – одиночки. Они отделились от общества, у них своя жизненная философия, своя музыка, литература, мировоззрение. Они – по сути, романтики, хотя понятие романтизма у них свое собственное. Например, многие, кто причисляет себя к готам, обычно любят чтение мрачных произведений, написание поэзии и прозы, которые отражают их упаднические и меланхоличные настроения, но с долей романтики.  

 Идеология: 

 Как и с панками, у готов идеология не имеет четкой структуры, ее постоянно тянет в разные стороны. Но то, что точно определяет все мировоззрение готов: культивирование и эстетизация смерти. Готы воспринимают свое движение как протест против массового сознания, безвкусицы и пестроты. «Пока попсовые исполнители продолжают петь сладкие песни про любовь, гот идет познавать смысл бытия на кладбище». Однако то, что готы культивируют смерть, вовсе не означает, что они к ней стремятся. Большинство из них, как и остальные люди, любят и ценят жизнь, а мрачные образы – не более чем эпатаж. 

 Внешний вид: 

 Готы отличаются темным стилем одежды, часто сочетающимся с элементами вампирской эстетики, любят использовать атрибуты смерти, например, кресты и черепа. Одежда обычно включает в себя черные кожаные куртки, брюки, кольца, кресты и другие символы, нередко черные или белые рубашки с рюшами и оборками, а также массивные платья. Многие представители этой культуры носят выразительный черно-белый макияж и выбривают часть обычно длинных волос. Иногда образы сочетаются с пастельными оттенками и исключительно серебряными украшениями.  

 При этом существуют многочисленные стили, которые по тем или иным причинам относят к готике, однако нельзя точно сказать, имеют ли они к ней какое-либо отношение. Например, пастельные готы – это стиль, главным атрибутом которого являются пастельные оттенки волос и одежды, но все в таком же готическом фасоне. Или же кибер-готика – стиль, впитавший в себя индастриал и готику. Он подразумевает сочетание черного и кислотных цветов(например, с ярко-зеленым и фиолетовым), киберлоки или дредлоки(шиньоны на волосы из искусственных материалов), флаффы(пушистые гетры и/или напульсники), гогглы(очки, напоминающие сварочные), маски или респираторы. 

 Музыка: 

 Со временем влияние готик-рока распространилось на другие жанры. Сейчас в разряд музыки, относимой к «готической», входят несколько достаточно разных стилей, пользующихся популярностью в готической субкультуре, хотя в готическом фандоме(объединение поклонников/фанатов определенного произведения культуры, вымышленной вселенной, худ стиля или хобби) не утихают споры по поводу того, каких исполнителей и какие жанры можно считать безусловной готикой, а каких – нет. 

 Одной из первых групп, получивших ярлык «готической», была Joy Division. По другой версии, названия происходит от Энди МакЭлиотта, вокалиста готик-рок группы Sex Gang Children. В то время это название означало скорее «готский», то есть «варварский», а не «готический», но два значения быстро слились. 

В целом, готик-рок появился в Великобритании в конце 70х – начале 80х как часть более общего жанра пост-панк. Группы первой волны готик-рока – Sisters of Mercy, The Cure, Joy Division – были тесно связаны с панк-роком. Однако от панка их отличали существенные музыкальные особенности: более медленный ритм исполнения, меньшая тяжесть, минорная мелодика. Многие группы использовали драм-машины вместо живых ударных. 

 Вывод: 

 В России готическая субкультура не так распространена, как в странах Запада просто потому, что порой бывает очень сложно, а иногда невозможно достать подходящую одежду. Но несмотря на это, готы продолжают существовать и развиваться в наши дни, не только в других странах, но и в нашей. Пускай она может быть непонятной для многих, но все равно имеет своих поклонников по всему миру. Культура готов — это способ выражения мрачных и меланхоличных настроений, а также поиска красоты в темноте. 

Эмо 

 Возникновение: 

 Субкультура эмо возникла в 1980-х годах в США и началась с музыки. Группы начали отдаляться от оригинального звучания хардкор панка и экспериментировать в различных направлениях. Песни стали приобретать мелодичность, а вокал стал еще более чувственным.  

 В начале 90х о направлении эмо уже можно говорить как о сложившемся музыкальном стиле, завоевавшим популярность в определенных молодежных кругах. Появляются подвиды – это своего рода смесь хардкора и эмо «Хардкор Сан-Диего», утяжеленный вариант с преобладанием выкриков «Скримо» и более мягкая манера «Френч Скримо». Благодаря появлению в середине 90х группы Sunny Day Real Estate и восприятию стилей гранж и инди-рок стиль эмо приобретает больший размах, и теперь, став доступным широкой публике, исполнителей «эмоциональной» музыки можно услышать по радио и телевидению. 

 Зародившись в музыке, направление эмо попало и в имиджевую культуру, распространив среди своих поклонников определенный стиль одежды, манеру выражаться. Одним словом, стало субкультурой. 

Характерными чертами этой субкультуры являются глубокая эмоциональность, склонность к депрессии, стиль одежды со своеобразными аксессуарами и прической, закрывающей глаза. В целом, эмо можно охарактеризовать как субкультуру, где эмоции играют главную роль. 

 Идеология: 

 В отличие от многих других субкультур, культура эмо претендует на гораздо большую роль, нежели просто совокупность определенных признаков. Эмо – это стиль жизни, способ самовыражения, попытка изменить современный жестокий мир. Эмоции – это важная составляющая человеческой личности, эмо не скрывают своих эмоций, они в полной мере раскрывают миру свою сущность и наслаждаются полнотой своих ощущений, нисколько не стесняясь других. 

Эмо, как и все субкультуры выше, делятся на разные ответвления. Подростки, относящие себя к этой культуре, называются эмокидами. Существует разделение эмокидов по половому признаку – эмобой(мальчик) и эмогерл(девочка). Эмокид часто непостоянен в своих чувствах и эмоциях, он подвержен резкому перепаду настроения и постоянно протестует против родителей и любых других людей, пытающихся им управлять, заставляющих держать свои чувства в общепринятых рамках.  

 Отдельную страницу в жизни эмо-культуры занимает движение sXe(Straight Edge). Это движение, пропагандирующее здоровый образ жизни. 

Стрейтэджеры не курят, не пьют, не употребляют наркотики и не вступают в беспорядочные половые связи. Они также активно выступают против расизма, сексизма и других форм дискриминации по какому-либо признаку. 

 Современное sXe движение разделилось на две линии – softline sXe и hardline sXe. Хардлайн пропагандирует жесткое следование принципам стрейт эдж движения, борьбу с дискриминацией и защиту животных любыми методами, в том числе и насильственными и нелегальными. В отличие от хардлайн, софтлайн стрейт эдж придерживается правил sXe без насильственного противостояния дискриминации. Они предпочитают более гуманные методы борьбы, например устную пропаганду, выпуск литературы и организацию концертов. 

 Как часть культурной идеологии, можно сказать, что большинство эмо ненавидят ограничения – они пропагандируют свободу разума. Эмо постоянно развиваются и стремятся развивать окружающих их людей. Им не чужда идеология защиты животных – многие выступают против неоправданного убийства «пушистых друзей». Еще одной отличительной чертой является презрение к коммерческой выгоде – эмо группы часто выступают за деньги, которые лишь окупают расходы на организацию концерта.  

 Внешний вид: 

 Представители данной субкультуры одеваются достаточно своеобразно для обычных горожан. Это люди с черными волосами, спадающими на лоб, множеством пирсинга и затейливым макияжем. Главным элементом стиля эмо является черная одежда, дополненная яркими акцентами — расцветкой в полоску, клетку или крупный геометрический узор.  

 По стереотипам сложившимся в прошлые десятилетия, и девочки, и мальчики, причисляющие себя к эмо, красят губы в светлый цвет, используют различные пудры и тональные крема, чтобы придать коже мертвенно-бледный вид, но в современной «форме» эмо подобное не обязательно к соблюдению. Глаза предпочитают красить темными или красными тенями с широкими стрелками. Зауженные джинсы с различными заплатками, футболка с изображением любимой группы, а под ней полосатая кофта, на ногах одеты кеды, на руках – разнообразные браслеты, на ногтях розовый, красный или черный лак, яркий макияж, а также челка набок – все это атрибуты данной субкультуры. Хотя в наше время многие эмо отошли от «типичного» вида, смешавшись с модой панков и готов на свой манер. 

 Музыка: 

 Сегодня эмо-стиль в музыке уже по праву считается крепко стоящим на ногах. Достаточно отметить успешные проекты таких групп как My Chemical Romance, The Used, Funeral For A Friend. 

 Так как музыка явилась родоначальником субкультуры, она занимает особое место в душе каждого представителя культуры. Все эмо группы можно разделить на несколько жанров, ясно отличимых друг от друга. 

  • Emo 

 К этому стилю относится творчество групп  Lincoln, Hoover, Current, Evergreen, the Hated, Sleepytime Trio, My Chemical Romance и прочие. 

Берет начало в 1987-1988 годах. В песнях таких групп присутствует очень много динамики между мягким вокалом, глэм-звучанием гитар, и грохотом сдвоенных соло-гитар и кричащим вокалом. Стиль довольно интенсивен – от нормального пения в тихих частях до надрывных криков, а иногда даже рыданий. 

 Интересными особенностями групп, играющих в направлении Emo, можно назвать их некоммерческую направленность – в основном, цены на билеты и пластинки лишь окупают расходы на организацию концертов и записей. 

  • Emocore 

 Сюда можно отнести: Rites of Spring, Embrace, Elliot, Friction, Soulside, Kerosene 454 и тп. Создан этот жанр на заре зарождения эмо культуры – в 1984-1985. Основные аспекты звучания – более мягкий, чем в Emo, вокал – без особых воплей и надрыва, и классическое роковое звучание музыки. Основную роль здесь играют гитары – по большей части, спаренные. 

  • Emohardcore 

 Представителем этого направления можно назвать Heroin, Antioch Arrow, Mohinder, Honeywell, Reach Out, Second Story Window, End of the Line и так далее. Это самый поздний эмо жанр, который стартовал в 1990-1991 годах. Эмо хардкор тяжело не узнать – это бешенный ритм, искаженные гитарные рифы, вопли вокалиста на пределе голоса. Музыка иногда достигает такого уровня шума, что невозможно распознать мелодию, а гитаристы вместо аккордов воспроизводят вспышки шума и диссонанса. После каждой песни такой группы команде приходилось перенастраивать все оборудование, а некоторое даже разбивалось вдребезги в запале выступления. 

 Из русских эмо групп можно отметить 0 дней февраля, Океан моей надежды, Оригами, Комната, Maio, 3000 миль до рая, Idea Fix, и тому подобные. Вообще, эмо не чужда и другая музыка, но в основном это рок. 

 Вывод: 

 На сегодняшний день культура эмо уже набрала обороты и продолжает бурно развиваться. Эмо – течение для тех, кто не желает мириться с ограниченными рамками современной жизни, презирает зажатость и пропагандирует открытое выражение чувств. Они не стыдятся своих эмоций – по большому счету, им без разницы общественное мнение, потому что они живут не для общества, а для себя и своих близких. Так что, культура эмо – не просто стиль одежды или музыки, а целый образ жизни, связанный с глубокими эмоциями и личными переживаниями. Эти люди стремятся быть самими собой и выражать свои эмоции в любых проявлениях жизни. 

Заключение 

 Каждая из этих субкультур имеет свои особенности, которые отражают особенности их истории и культуры. В то же время, эти субкультуры также являются цикличными: они периодически возвращаются в моду и затем исчезают. Можно сказать, что цикличность является неотъемлемой частью нашей жизни. 

 Модные тенденции, которые были популярными в прошлом, могут вернуться снова через несколько лет. Например, джинсы с высокой талией, которые были популярны в 80х годах, а потом сменились на низкую посадку, снова стали популярными и обыденными в последние несколько лет, хотя низкая посадка тоже постепенно заново входит в моду. Культура также проходит через циклические перемены. История показывает, что тенденции и стили повторяются через определенные периоды времени. Например, музыкальные жанры, которые были популярны в 60х годах, снова стали популярными в 90х годах и тому подобное.  

 Не зря существует пословица «Новое – это хорошо забытое старое», поэтому можно смело говорить, что все субкультуры остануться с нами до конца времен, видоизменяясь, привнося что-то новое, но обязательно возвращаясь. 

Материал подготовила Дарья Чубукова 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *