«Топи» — российский сериал в жанре триллер. Сюжет разворачивается вокруг одноименной деревни, в которую едут столичные жители: Денис Титов – молодой стартапер, инициатор поездки, Макс Кольцов – журналист независимого издания, и три девушки с сложными жизненными ситуациями: Соня, Катя и Эля.
На первый взгляд может показаться, что это клишированная отечественная картина, в которой герои попадают в переплет, но по просмотру у зрителя возникает множество вопросов, ответы на которые тяжело найти.
Сюжет
Пятеро москвичей отправляются в чудотворный монастырь под Архангельском. У каждого из них своя причина, по которой они поехали туда: Катя переживает тяжелое расставание, Соня потеряла сестру в автомобильной аварии, Эля сбежала от жениха-тирана, который ее преследует, Денис неизлечимо болен и теперь надеется только на чудо спустя долгие годы борьбы, а журналисту Максиму дали профессиональное задание втереться в доверие к Титову, с целью «накопать грязи».
По прибытии на безымянную железнодорожную станцию, героев встречает водитель, который должен отвезти их к храму. Через некоторое время на дорогу выезжает грузовик и, дабы избежать столкновения, шофер выворачивает руль по направлению в кювет.
Придя в себя, герои не обнаруживают водителя на месте. Они решают подождать его, но спустя несколько часов все же уезжают к месту назначения.
Монастырь их встречает полуразрушенным фасадом и полностью безлюдным. Мужская часть компании принимает решение вернуться обратно в Москву, но перед этим заехать в ближайшую деревню «Топи», чтобы заправить автомобиль. Там они встречают только одного человека – Анну Петровну (бабу Нюру), которая пускает путников к себе переночевать.
Далее начинается ряд событий, которые оттягивают момент отъезда москвичей домой: отсутствие бензина, неожиданная пропажа Кати, а позже и Эли, знакомство с беглыми заключенными, живущими в лесу, и получение от них информации, что земля здесь принадлежит некоему «хозяину» и что уехать из «Топей» невозможно, возвращение сестры к Соне, исцеление Дениса и получение высокой должности Кольцовым.
Странности начались сразу
В сюжете присутствует множество недосказанностей и несостыковок. Разберем наиболее запоминающиеся.
В прологе показана сцена, в которой водитель везет москвичей к монастырю. Казалось бы, этот момент уже описывали выше, но здесь события происходят иначе: герои, улетая с дороги, разбиваются. И так как это происходит в первые минуты сюжета, зритель предполагает, что дальше будут показаны события до аварии (данный прием – показ концовки в начале, — часто используют режиссеры), но позже он видит эту же сцену, но уже с другой развязкой. Как же это можно объяснить? Критики разделяют только одну точку зрения на этот счет. Она гласит, что герои и правда трагически погибли, а все дальнейшие события – их посмертное путешествие. Это доказывает и появление мужчины с гробом в кузове грузовика, который помогает героям перебраться через реку – это Харон, перевозчик душ в греческой мифологии.
Далее, уже в «Топях», Макс знакомится с местной девушкой, у которой больна мать. Все попытки журналиста узнать ее возраст заканчиваются неудачей. Позже, изучая окрестности, герой находит заброшенную школу, в которой, на доске с фотографиями выпускников, обнаруживает портрет этой девушки за 1990 год. То есть, по подсчетам, ей около сорока лет, чего не может быть, так как та выглядит не старше двадцати.
Вспомним и бабу Нюру, пустившую персонажей к себе. Она рассказывает, что ее мужу нездоровится, поэтому он лежит, и заходить к нему нельзя. Герои слышат его, но не видят. На ближайшем кладбище Денис находит могилу деда, после чего решает заглянуть к нему и понять, что происходит. В комнате он никого не находит, кроме говорящего попугая. Однако в последних сериях болеющий старик неожиданно появляется в своей постели. А в одной из сцен разговора Дениса с ним, тот прямо говорит, что «Топи» — это переход между миром живых и миром мертвых, но парень не верит.
И наконец — «хозяин». Им оказывается водитель, который вез москвичей от станции. Он обладает необъяснимыми способностями подчинять себе сознание людей. Так, он может моментально вылечить Титова при условии служения ему, а позже вернуть мучительные боли, когда тот не выполняет приказы. В эпизодах в Элей он перевоплощается в ее жениха и она, будто под гипнозом, делает все, что тот ей говорит. И даже независимый журналист попадает в его сети после предложения получить должность главного редактора. По итогу, все герои навсегда остаются в «Топях».
Менее трагичный расклад
Теперь, чтобы упокоить впечатлительных читателей, приведем более щадящую теорию обоснования сюжета, предпосылки к которой не приводились ранее.
С самого начала пребывания в «Топях», местные жители предлагают москвичам воду: утолить жажду или заварить чай. Мы также узнаем, что неподалеку находится химзавод, выбросы которого окрашивают небо в розовый, отходы сливаются в единственную реку. А где, как не оттуда, обитателям деревни брать жидкость? Получается, что все происходящее – ни что иное, как галлюцинации.
Но как тогда объяснить начальную сцену с автомобильной аварией, где никто из героев не выживает?..
Открытый финал
Несмотря на огромное количество странностей, зритель получает еще и открытую концовку. Нам не рассказывают дальнейшую судьбу героев, что дает почву для размышлений.
В последние минуты сериала мы видим Соню в поезде, после чего кадр выходит на общий план, в котором состав едет по замкнутой дороге вокруг деревни. Некоторые критики сопоставляют эти кадры с одним из кругов ада, а именно с девятым, где обитают предатели: Макс пошел против себя и своих принципов, Соня сбежала от отца, тем самым оставив его одного в сложный период в связи со смертью старей дочери, а Денис привел героев к «хозяину» взамен на свое выздоровление.
Конечно, зритель может трактовать смысл сюжета по-своему. В статье лишь приведены популярные точки зрения на тот или иной счет. А вот соглашаться с ними или нет – выбор каждого.
*строчка из саундтрека к сериалу
Материал подготовила Дарья Петрова.