Культура

Мёртвые города — живые музеи. Кладбище, как портфолио художников и скульпторов

-Пойдём на кладбище погуляем?  

-В смысле? Ты чего?.. 

Как правило, после предложения сходить на Ваганьковское или Новодевичье, человек сталкивается с негативом, осуждающими взглядами и, зачастую, весьма бестактными и неприятными комментариями. Однако, осуждающий забывает, что изначально кладбища – это островки памяти о людях, которых с нами уже нет. А памятники – это отражение души человека. И эти самые «отражения» создают талантливые, зачастую самобытные художники.  

Конечно, сама концепция кладбищ остаётся спорной в контексте экологии и экономики, однако, сейчас я хочу рассказать о кладбищах, как о бесплатных музеях под открытым небом.  

Виды кладбищ  

Единой концепции разделения кладбищ на категории не существует. Условно их можно разделить: 

  • По религиозному признаку (христианские, мусульманские, иудейские, смешанные и т.д) 
  • Новые (где активно продолжаются захоронения) и старые (которые уже стали своего рода музеями)  
  • Городские и сельские
  • Большие и маленькие
  • Также, как отдельную категорию, можно выделить иностранные кладбища. Имеется ввиду, когда для иностранцев существуют отдельные некрополи.  

По моему мнению, наиболее подходящие для прогулок – это старые кладбища, где не хоронят вообще или же хоронят крайне редко. Действующие кладбища, где активно хоронят, зачастую несут в себе живую скорбь, на них находиться бывает очень некомфортно.  

Идеально для первого знакомства с миром некрополей подойдёт Новодевичье кладбище. Во-первых, там крайне редко появляются новые захоронения. Во-вторых, само по себе кладбище не слишком большое и в нём практически невозможно запутаться. Новодевичье поделено на 3 условные зоны: Дореволюционная зона, Советская зона и Зона современников. Благодаря такому делению, можно четко проследить разницу между похоронной модой разных эпох. На Новодевичьем лежат такие известные личности, как Николай Гоголь, Михаил Булгаков, Исаак Левитан, Зоя Космодемьянская, Никита Хрущев, Дмитрий Хворостовский, Борис Ельцин, Олег Табаков, Михаил Жванецкий и другие.  

Далее можно переходить к другим кладбищам, например, старому Донскому, где великое множество очень старых могил. Или заехать на Ваганьковское, где лежит множество любимых нами актёров (но важно помнить, что ваганьковское кладбище очень большое и запутанное), или на Лефортовское, посмотреть на готических ангелов, склепы и европейские могилы.  

Виды могил  

За все те годы, что я гуляю по кладбищам, в моей голове родилась своя собственная классификация памятников.  

Я делю могилы на:  

  • Говорящие 
  • Намекающие  
  • Молчаливые  

Говорящие могилы могут рассказать вам целую историю про её владельца: кем по профессии был человек, как он выглядел, когда жил, что любил. Эти могилы дают нам не только возможность полюбоваться эстетической составляющей, но и значительно образовывают, знакомят с владельцем. Ярким примером говорящей могилы является могила баскетболиста Сергея Белова на Ваганьковском. Статуя мужчины изображена таким образом, что он как бы закидывает мяч в баскетбольное кольцо. 

Также интересны намекающие. Эти могилы не говорят напрямую о роде деятельности человека или на то чем он знаменит, но оставляют своего рода намёки, загадки, которые зритель должен разгадать. Яркий пример—памятник нейрохирургу Бакулеву Александру Николаевичу. Памятник представляет собой 2 руки, которые держат красный камень напоминающий сердце. Могила красиво намекает на то, что Александр Николаевич был одним из основоположников лечения порока сердца в СССР.  

И самые загадочные, молчаливые могилы. Порой на них указаны только имя и фамилия, а иногда и этого нет. Например, на Введенском кладбище стоит одинокий крест без имени и фамилии, но с надписью: «Любовь да будет непритворна». Загадка, которой не суждено быть разгаданной.  

Зачем ехать? Можно посмотреть в интернете!  

Да, в интернете можно посмотреть. Более того, моё увлечение кладбищами фактически началось с тематических книг и интернет-экскурсий. Однако, я на этом не остановилась и решилась посмотреть всё своими глазами.  

Сейчас, сравнив на себе очное посещение и интернет-прогулку, могу написать какие-то свои выводы.  

  • Во-первых, зачастую камера не передаёт всего масштаба, всех цветов и всех деталей. Приведу конкретные примеры:  

Памятник Владимиру Маяковскому всегда казался мне чем-то огромным и совсем не детализированным. В жизни, оказалось, что он гораздо меньше и в нём намного больше деталей. Очень красиво и реалистично сделаны глаза Владимира Владимировича.  

Памятник любимого мною Абдулова тоже казался мне менее масштабным и внушительным. Приехав на Ваганьковское, он оказался практически в два раза меньше, чем был в моей голове.  

С Ельциным произошла прямо противоположная история: на всех съемках он представлялся мне размером примерно с лавочку. Когда я приехала на Новодевичье, я буквально открыла рот от удивления: он огромный. Для сравнения я спотыкалась с ним, мой рост — 167.  Не изменилось одно: он казался мне неудачным на видео, в жизни он так и остался неудачным.  

Интересен памятник Шукшину. Мне доводилось бывать на Новодевичьем, как в пасмурные, так и в солнечные дни. И если в пасмурные он похож на то, что было на видео/фото, то в солнечные он преображается: под лучами солнца в черном камне становятся заметней лазурно-синие вкрапления.  

  • Во-вторых, очная прогулка – это всегда возможность найти для себя что-то новое.  Например, однажды гуляя с друзьями по Ваганьковскому, вдалеке мы увидели какой-то банкомат. Подойдя ближе, мы узнали, что это вовсе и не банкомат, а могила. Электронная могила.  
  • В-третьих, всё-таки есть особенная атмосфера в прогулке на кладбище. Это очень близкое прикосновение к истории.  

Однако, я настаиваю на том, что визит на кладбище – это всегда личное дело. Порой многим может хватить простого просмотра видео экскурсии на ютуб.  

Этика на кладбище. 

Напоследок, хочу дать пару базовых рекомендаций на случай, если вы решились сгонять в некрополь. Идя на очередную прогулку важно помнить: тут есть посетители у которых совершенно не музейное настроение, они пришли со скорбью в сердце и важно не мешать им. Существует несколько простых правил: 

1) Будьте тише. Да, на самых известных кладбищах нередко проводят экскурсии, причем говорят на них в микрофон. Как правило, такие экскурсии проводятся возле тех участков, где людей больше не хоронят уже очень давно. Однако, это не повод сказать «вон там говорят громко, я тоже буду», уважайте других посетителей. Особенно это касается действующих некрополей.  

2) Обходите скорбящих. Те люди, которые пришли почтить память, будут явно не рады, если около них кто-то будет топтаться.  

3) Обходите похороны. Держите в узде своё любопытство, не пяльтесь на процессию и не пытайтесь подойти ближе. Относитесь к этому, как к частному мероприятию, которое не имеет к вам отношения. Фотографировать это тоже не надо, это всё неприлично и неприятно для прощающихся.  

4) Отключите вспышку. «А если темно?» Темно не будет, кладбища в это время закрываются.  

5) У меня есть целый отдельный пост про «магический вандализм» на кладбище. И я твёрдо убеждена — если вы напишите на склепе «хочу стать миллионером», то это вряд ли вам поможет, а памятник будет испорчен.  

Это самые базовые правила, которых стоит придерживаться, чтобы не помешать другим посетителям.  

На этом, мой рассказ про мир некрополей подходит к концу. Желаю всем читателям новых увлекательных прогулок! 

Материал подготовила Софья Кашина 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *