Кино

Стиль Тима Бёртона: почему мы смотрим и нам это нравится?  

Что первое приходит на ум, когда мы вспоминаем фильмы Тима Бёртона? Может музыка Дэнни Эльфмана или узнаваемый каст актеров в лице Джонни Деппа и Хелены Бонэм Картер? А может мрачная детская сказка? 

Тим Бёртон — один из самых известных режиссёров современного кино — во многом потому, что все его фильмы «похожи на фильмы Тима Бёртона». Подобно работам Уэса Андерсона и Гильермо дель Торо, чья особая визуальная эстетика стала мгновенно узнаваемой. Но что значит «в стиле Бёртона»? Как Бёртону удалось разработать такой особый визуальный стиль, который продолжает так сильно находить отклик у публики? 

Немецкий экспрессионизм  

Работы Бёртона на первый взгляд, это гротескные пересказы любимых историй, но если вы посмотрите немного глубже, вы увидите непонятых героев, пытающихся найти свое место в неизвестном мире. 

Любой, кто знаком с искусством, может сразу сказать, что фильмы Бёртона уходят корнями в немецкий экспрессионизм. Немецкое движение зародилось во время Первой мировой войны и опиралось на психоанализ. Немецкий экспрессионистский фильм исследует темы безумия, хаоса, смерти и страха, которые немецкий народ испытал как реакцию на войну.  

Экспрессионизм исследует эти темы, создавая сказочную реальность с помощью нереалистичных декораций, освещения и персонажей. Основная цель — использовать декорации, освещение и персонажей, чтобы показать внутреннюю психологию персонажей, а также вызвать психологическое напряжение у зрителя. 

Сюрреалистический дизайн 

Одним из наиболее часто определяемых аспектов бёртонского стиля является сюрреалистичная и причудливая эстетика режиссера. В молодости Бёртон работал аниматором для Диснея в таких фильмах, как «Лис и Пес ». «Я даже не смог подделать диснеевский (художественный) стиль», — писал он позже в книге «Бёртон о Бёртоне».  

Находясь в Диснее, он укрепил свой собственный уникальный художественный стиль с его странно вытянутыми формами, а также оттенком сентиментальности, готики и нестандартности. Он разработал концепции для ряда фильмов, которые Дисней изначально отверг , включая «Кошмар перед Рождеством» . Однако ему удалось создать несколько работ для Диснея, которые продемонстрировали то, что позже стало отличительной чертой его мгновенно узнаваемого художественного стиля. Самым примечательным, вероятно, является короткометражный фильм под названием «Винсент», основанный на собственном детстве Бёртона. 

Когда он ушел из Диснея, чтобы заняться собственной работой, Бёртон выбрал более сюрреалистический, преувеличенный и намеренно несовершенный стиль, который нашел свое применение во всем: от фильмов с живыми актерами , таких как «Битлджус» и «Эдвард руки-ножницы», до анимационных, таких как «Труп невесты» и, конечно, «Кошмар перед Рождеством».  

Memento mori  

Вы, вероятно, думаете о Джеке Скеллингтоне в «Кошмаре перед Рождеством» как о наиболее очевидном примере этого влияния, но ни для кого не секрет, что Бёртон очарован смертью. Memento mori (лат. «Помни, что ты должен умереть») — это символы неизбежности смерти, встречающиеся в искусстве и литературе. Идея возникла в Древнем Риме и получила широкое распространение в искусстве и театре Европы. Обычно символизируемый черепом (а часто и полным скелетом), который можно найти на картинах. Влияние memento mori легко обнаруживается в ряде фильмов Бёртона: в изображении черепа Всадника без головы в «Сонной лощине», персонаж Эмили из «Трупа невесты» и короткометражный фильм «Франкенвини» о мальчике, который пытается воскресить из мертвых свою маленькую собачку. Почти в каждом случае Бёртон показывает нам, что смерть — это далеко не конец пути, а скорее начало нового пути со своими поворотами. 

Стиль Бёртона основан на множестве художественных, кинематографических и литературных жанров, от Роджера Кормана до фильмов ужасов Джеймса Уэйла, Тоуба Хупера и многих других. Но если бы работы Бёртона были просто скопированы — это не нашло бы отклика у зрителей. Что Бёртон привносит во все эти идеи, так это его собственное видение мира. В то время как большинство зрителей боялись мрачных аутсайдеров, Бёртон был с ними связан. Он чувствовал сочувствие к этим персонажам, которых он считал неправильно понятыми и подвергавшимися нападкам со стороны других просто за то, что они другие. Собственное детство и отчужденность от внешнего мира являются не только хорошим материалом для фильмов Бёртона. Это показатель для нас, зрителей, что Бёртон всегда остается Бёртоном, значит верным себе. 

Материал подготовила София Захарова 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *