Кино

«Метрополис»: человеческое, слишком человеческое 

Полнометражный аниме-фильм, выпущенный в результате совместной работы двух японских студий: Madhouse и Studio 4 °C. Манга вышла еще в 1949 году из-под пера (карандаша?) Осамы Тэдзуки, а адаптированный сценарий был написан создателем легендарной «Акиры» – Кацухиро Отомо. 

О чем аниме? 

Метрополис – город, в котором люди живут вместе с роботами. При этом роботы осуществляют вспомогательную функцию, выполняя работу мусорщиков, охранников, телохранителей и так далее. То есть, находятся на службе у людей в подчиненном положении. Роботы, которые каким-либо образом нарушают заведенный порядок, немедленно уничтожаются. Это аниме напомнило мне просмотренный мною ранее сериал «Эрго Прокси». По концепции они чем-то схожи. 

Теперь о главных героях. В начале аниме-фильма в город пребывают детектив Шунсаку Бан и его помощник Кэничи. Их цель – арестовать международного преступника доктора Лотона, подозреваемого в вивисекции животных и нелегальной торговле органами. Доктор Лотон, в свою очередь, занят изготовлением робота по заказу известного в Метрополисе барона. Несколько лет назад последний потерял свою дочь, и потому потребовал от ученого создать искусственного человека, похожего на нее. Однако в ход секретного производства вмешивается Рок – мальчик, которого барон воспитал как сына. Рок испытывает неприязнь ко всем роботам и считает, что отец не нуждается в роботе-дочери. Когда робот по имени Тима находится на последней стадии создания, Рок врывается в лабораторию Лотона и устраивает перестрелку, вследствие чего начинается пожар. В суматохе Тима пропадает из защитной капсулы и оказывается в городе. 

Все это происходит на фоне празднования воздвижения в городе Зиккурата – символической архитектурной постройки, недовольств людей, которые из-за засилья роботов потеряли работу и политических интриг. 

«Кто я?»: сущность человека 

«Кто я» – вопрос, который неоднократно звучит в аниме. Именно с него Тима начинает свое знакомство с миром, пытаясь узнать: человек она или робот. Этот же вопрос раздается в конце аниме-фильма из старого радиоприемника, проигрывавшего заевшую пластинку. И это тот вопрос, на который должен был ответить каждый герой аниме, а также сам зритель. 

Аниме можно отнести к жанру киберпанк: здесь присутствует противостояние людей и машин, общества и правительства, человека и человека. Метрополис разделен на несколько секций, свободно перемещаться по которым могут только люди. Роботы четко закреплены за каждым участком, покидать его они не имеют права. 

Зритель может наблюдать, что некоторые люди с благодарностью относятся к роботам, взявшим на себя часть их задач. Так, например, в качестве проводника детективу и его помощнику дают робота с длинным серийным номером. Иметь человеческие имена роботам запрещено, поэтому детектив, чтобы не запоминать комбинацию цифр, присваивает провожатому собачью кличку. Незначительный эпизод, в котором мы видим конкретную иерархию: робот не ровня человеку. Некоторые жители и вовсе негативно настроены к повсеместному использованию машин. В частности, Рок, с удовольствием отстреливавший роботов-нарушителей или горожане, рабочие места которых заменил искусственный механизм. Часть людей считает, что за роботами стоит будущее человечества, потому что механические существа будут избавлены от изъянов, присущих людям. Именно таким человеком был барон, мечтавший посадить свою дочь-робота управлять государством. 

— В чем моя сила, я не понимаю? Скажите, я человек или нет? Или я такая же машина, как эти несчастные роботы? 

— О чем ты говоришь? Люди – это существа низшего порядка, управляемые своими эмоциями! Ты сверхчеловек! 

Аниме ставит вопрос о том, нужны ли человечеству роботы, и, если нужны, то какова их роль? Раб, равный субъект или царь? Прямого ответа, конечно, нет. Кроме того, поднимаются темы эмоций и чувств. Если роботы могут заменить людей на каких-то позициях, нужно ли, чтобы они умели чувствовать? Или эмоции – это то, что делает людей жестокими по отношению друг к другу? 

— Почему людям всегда нужно прибегать к насилию, чтобы устранить разногласия? 

— У людей есть эмоции, они бурлят внутри нас. Если их подавлять, это приводит к отклонениям в психике. Поэтому нам ничего не остается, кроме как разряжать их. Мы рабы наших эмоций. 

Сложно обойти стороной символизм Зиккурата. В самом начале фильма жители города аплодируют и кричат: «Ура Зиккурату!», но никто не может объяснить, что значит это загадочное слово. Уже позднее определение дает один из членов тайной организации, который говорит, что Зиккурат – это башня, аналогичная той, что строили в Вавилоне. Он также прибавляет, что, по его мнению, их государство ждет та же участь, что и строителей Вавилона, так как люди слишком много возомнили о себе. 

И, как бы банально не звучала эта фраза, аниме не о роботах. Оно о людях, которые вступают друг с другом в конфронтацию, преследуют собственные алчные цели, создают себе кумиров и соперников. Идеалисты-революционеры уверены, что все можно исправить, если разрушить систему. Противники роботов убеждены в необходимости уничтожения машин. И так далее. На самом же деле, каждый должен нести ответственность за свои поступки. Ликвидация роботов или ликвидация людей не решит проблему мирового зла. Именно это демонстрируется в концовке «Метрополиса», которую я не стану спойлерить. 

При всем обилии тяжелых и непростых тем, мультфильм – не трагедия, а, в большей степени, приключенческая драма. Благодаря этому после просмотра не остается тяжелого осадка в душе. Хотя порефлексировать над увиденным все-таки хочется. 

Также стоит отметить великолепный визуальный ряд и прекрасное музыкальное сопровождение. Что примечательно, в сценах, где демонстрируются крах и разруха, порой играет приятная легкая музыка, создающая контраст между картинкой и аудио. 

Материал подготовила Анастасия Шеина

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *