«Донат» в переводе с английского языка означает пожертвование на какие-либо цели, кому-либо и чем-либо. В последние 10 лет термин «донат» ассоциируется с видеоиграми. Это могут быть либо покупки виртуальных ценностей в играх, покупка самих игр, либо поддержка «стримеров». Последние – это те, кто играет в видеоигры на камеру, делает обзоры и комментирует игровой процесс, развлекая зрителей.
Донаты – дело добровольное, никто и никогда не заставляет их делать принудительно, однако, «донатерам» всегда открывают преимущества и привелегии, недоступные для обычных игроков.
В последние годы разработчики видеоигр сделали пожертвования добровольно-принудительными
Поясню на примере. Игроку необязательно вносить пожертвования, но при этом его прогресс среди других игроков будет значительно ниже. У него не будет эксклюзивных предметов, он не сможет зарабатывать в больших объёмах игровую валюту и т.д. Соответственно, если у игрока будет мало имущества, он не сможет быстро «прокачивать» своего персонажа. То есть, в этом случае «донатеры» будут явно превосходить обычных игроков.
Такая тенденция наблюдается практически во всех играх. Причём, неважно является ли игра онлайн или оффлайн. В онлайн-играх роль «доната» ещё выше, чем в оффлайн. Это обуславливается соревновательным характером с другими игроками.
Также многие разработчики вводят систему «кейсов» и «лутбоксов», в которых находится ценное имущество. Отличается от обычных игровых покупок это тем, что в имущество в лутбоксах выпадает случайным образом и может стоить меньше, чем внесённый донат за него. То есть, игрок может потратить много денег на лутбоксы, но даже не отбить их игровым имуществом.
Логику разработчиков тоже можно понять
Для разработки качественной современной видеоигры необходимо задействовать множество специалистов, ресурсов и времени. Естественно, разработчикам хочется получить хорошее вознаграждение за свой труд. Но не стоит это путать с желанием разбогатеть.
В 2022 году вышла игра Diablo Immortal. Это лишь одна игра из культовой серии игр, которую многие игроки помнят с самого детства. Однако, разработчики побили все рекорды по запрашиваемому донату. Некоторые стримеры проводили эксперименты по донату. Один игрок «задонатил» более 100 тыс. долларов и прокачал персонажа настолько, что теперь не может играть, так как игровой балансировщик команд просто не может найти ему равного соперника. В Blizzard (комания-разработчик) ему ничем не могут помочь, но и деньги возвращать отказываются. Другой игрок посчитал, сколько денег придётся потратить, чтобы прокачать персонажа до максимального уровня. Многих людей цифры шокируют – около 540 тыс. долларов.
Другие игры с возможностью доната ведут себя немного скромнее, ориентируясь на игроков с низкой-средней возможностью платежей.
Стоит ли вообще донатить в игры?
Это вопрос неоднозначный, так как у каждого будет своя точка зрения. Во-первых, стоит учитывать увлечение той или иной игрой. Есть игроки, которые играют во множество разных игр, каждый раз скачивают новинки, у них вряд ли есть любимая игра, в которую они стали бы донатить. Другие – наоборот, играют в одну игру много лет и вложили туда уже целое состояние (Dota 2, World of Tanks, Counter Strike и т.д.). Во-вторых, стоит учитывать увлечение играми в целом. Кто-то тратит на игры большую часть своей жизни, другие играют лишь по вечерам и не планируют зацикливаться на играх. Для них это просто способ расслабления. В-третьих, стоит понимать, что донат должен исходить не из последних денег в кошельке. Донатить лучше тогда, когда это не вредит остальным покупкам. Донатить или нет – решает для себя каждый, но нет ничего плохого ни в одном, ни в другом. Если это приносит человеку радость и положительные эмоции, «не бьёт по кошельку», то почему бы и не поддержать разработчика любимой игры?
Материал подготовил Даниил Лященко