В Москве

Вавилонские коробки на прахе «Камовской Империи»

Полуразрушенный завод.  Идти сюда в туманный день – плохая идея. Исполины «пиковских» высоток так высоко поднимаются над бывшим заводом, что их крыши растворяются в грузном небе. Чуть дальше, небольшой офис с вылизанной табличкой «Парк Сити» и плакатами, уверяющими, что это чуть ли не самое лучшее место на земле. А ближе к местному ДК стоят «выжившие», последние здания завода, уже с выбитыми окнами, одно из зданий разрушено наполовину, на нём сохранился советский плакат с вертолётом и слоганом: «Свала труду!». Видимо, никому этот плакат не нужен, раз его даже не сняли. Не то, чтобы он какой-то красивый или уникальный, но всё же искусство, символ эпохи.  

Сказать, что «Камов» полностью уничтожен – не совсем правильно. Несколько лет назад началось его объединение с «Миллем». Стандартная для того времени процедура, между собой объединялись не только заводы, также сливались вузы, банки и больницы. Этот процесс объясняют стремлением повысить рейтинг того или иного заведение, а также сокращением используемой территории. Только стоит тому или иному объекту переехать, как на его месте открывается кафе или строится дешёвое жильё, а значительный процент персонала вынужден смириться с сокращением. Сразу возникает закономерный вопрос: кому это выгодно?  

От завода остался сплошной забор с колючей проволокой, подарок, который теперь группа «ПИК» с удовольствием донашивает. Когда-то давно, когда мы ещё были детьми, мы любили выискивать дыры в этом заборе или залезать друг другу на плечи, чтобы рассмотреть вертолёты. Маленький красный, большой зелёный, бело-голубой, жёлтый – детям нравятся яркие цвета, а ещё больше им нравится что-то запретное, скрытое. Позади вертолётов возвышаются огромные, лохматые ели, которым явно больше 40 лет, а на них длинные, розово-жёлтые шишки. «Преступление, прятать от мира такие хорошие шишки, из них можно было бы столько всего сделать»- думала я в детстве. А их нет. Ни шишек, ни деревьев, ни вертолётов.  

Именно здесь, родилась легендарная «Ка-50», известная миру, как «Чёрная акула». Этот вертолёт знают не только военные, но и простые граждане.  «Чёрная акула» стала героем одноимённого боевика, после которого о ней узнал весь мир. Из этого маленького подмосковного городка в Афганистан отправлялись сотни вертолётов. В мирное время работа на заводе продолжалась, Камовские вертолёты тушили пожары и летали в тайгу, спасали жителей. Завод давал людям работу, кормил их. Экономисты, инженеры, сварщики – сотни советских граждан получали средства к существованию благодаря заводу.

Люди хранили верность своему заводу и в тяжёлые времена, когда не получали зарплату – продолжали ходить туда, фактически, они отдали жизнь заводу, они создали тот Камов, на котором школьникам проводят экскурсии. Половину из них сократили из-за переезда.  Теперь, пока от завода осталась ещё хоть какая-то память, я часто замечаю, как мимо его руин проходят старички, останавливаются и грустно вздыхают, достают фотокамера, какое-то время молча стоят и смотрят на него.  

А «ПИК» между тем уже отстроил на территории завода огромные уродливые коробки, скоро туда начнут заселяться люди. Любой человек, который так или иначе знаком с урбанистикой, скажет, что это плохая идея для застройки: большая плотность населения создаст пробки, а из Люберец и так ежедневно на работу в Москву едет огромный поток: фиолетовая ветка метро считается самой загруженной, а казанское направление электричек занимает третье место по количеству людей, ежедневно проезжающих на ней.

Кроме того, никто не учитывает, что на большой высоте другое давление, не очень полезно жить там, где предлагает «Пик», но земля стоит дорого, в высоту строить дешевле. А завод уж как-нибудь переедет, потеснится с «Миллем» и это красиво назовут «Объединением», которое выгодно одному только «ПИКу».  

Материал подготовила Софья Кашина

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *