Порой, читая какое-либо литературное произведение, мы можем заметить недосказанность, оставленную автором для размышления. Чаще всего такая недосказанность встречается в материалах документального характера, которые поясняют читателю о знаменитых событиях или героях, существовавших в реальной жизни.
Подобная отсылка в литературном искусстве называется аллюзией (от лат. allusio — «намек»).
На основе аллюзии создается образная система произведения. Например, писательница О. Форш вводит в воспоминания «Сумасшедший корабль» реальных персонажей — хорошо известных всем писателей, подлинные фамилии которых скрыты прозвищами. Сами же прозвища даются на усмотрение О. Форш: она выбирает их по собственным ощущениям. Они придают каждому образу более обобщенное, иногда даже символическое звучание. Так писательнице удается подвести читателя к нужной ему аллюзии.
Писатели часто конкретизируют повествование с помощью определенной детали, как бы помогая настроить восприятие на нужный лад. Но гораздо чаще они развертывают цепочку деталей, оставляя окончательный вывод за читателем, особенно если речь идет о хорошо известном образе или событии. Так, А.С. Пушкин на страницах романа «Евгений Онегин», поясняя о своей южной ссылке, пишет: «…но вреден север для меня». Здесь аллюзия является не только стилевым приемом, но и средством, с помощью которого поэт сообщает читателю о некоторых фактах своей биографии.
Не только образы, но и сюжеты произведений целиком строятся на использовании аллюзии. Например, в «Повести непогашенной луны» Б. Пильняка не названо ни одной фамилии, но приводимые автором детали позволяют читателю легко угадывать реальные имена действующих лиц.
Аллюзии часто используются не только в исторических повестях и романах, но и в мемуарных произведения. Писатели прибегают к ней, чтобы более свободно рассказывать о пережитых событиях и своих чувствах, которые они испытывали во время этих событий.
В этих примерах показаны далеко не все возможности использования столь многогранного приема. При правильном подходе аллюзия не только украсит внешнее описание произведения, но и привлечет читателя, увеличив его интерес к сюжету.
Материал подготовила Кристина Мохонько