Кино

JoJo: не просто манга, а культурный феномен 

Любой сторонник аниме хоть раз, но слышал шутку про JoJo-референсы и работу вражеского стенда. И это неспроста. Манга «JoJo’s Bizarre Adventure» перманентно находится в топ-10 самых тиражированных в Weekly Shonen Jump. В статье расскажем о секрете успеха Хирохико Араки, влиянии массовой культуры на его творчество и наследии JoJo. 

Творческий путь мангаки 

Хирохико Араки – легендарный человек в мире японского комикса. Его культовая работа «JoJo Bizzare Adventure», выполненная в 8 частях, была продана тиражом свыше 80 миллионов экземпляров. И это статистика лишь по Японии. 

К рисованию Араки пристрастился еще в детстве. Отец мангаки располагал большой коллекцией книг об искусстве. А из-за разлада с родственниками, которые могли над ним подшучивать, Хирохико часто не покидал комнаты, читая художественную литературу и мангу. Так проявился его интерес к рисованию, который активно поддеживали друзья. Благодаря ним Араки решил, что сможет стать художником. В период школьного обучения он начал совершать первые шаги в мире манги, хоть и скрывал это от близких. 

Первые попытки сотворить историю 

Свою первую работу Араки нарисовал еще в юности. Его план был сомнителен, но успешен. Он просто отчислился из педагогического университета и написал главу, действия которой разворачиваются на Диком Западе. Ее Хирохико отнес в офис Shueisha. Главный редактор отсмотрел материал, сделав множество замечаний уже с первой страницы. Мангака собирался опустить руки, но его ошеломили финальные комментарии. В нем разглядели потенциал и предложили за короткий срок внести корректировки. В итоге манга «Busou Poker» заняла 2 место на конкурсе Tezuka Awards.  

После этого Араки продолжил пробовать себя в разных жанрах. В 1983 выходит работа «Cool Shock B.T.», повествующая о парне с магическими способностями, благодаря которым он разгадывает тайны. В 1984 публикуется первый серьезный сёнэн «Baoh» со сценами файтинга. Сюжет выстроен вокруг юноши, получившего суперспособности от заражения паразитом.  

Собственный стиль 

Большое влияние на творчество мангаки оказал французский импрессионист Поль Гоген. В частности его навык игры с цветом и композицией. Подобно своему кумиру, Араки уделяет отдельное внимание колористике и гротеску построения. Через палитру он транслирует эмоции своих персонажей. Поэтом абсолютно нормально, что в начале главы у героя светлые волосы, а на какой-нибудь 15 странице он словно вымазался в чернилах от ручки.  

Через смену цвета Хирохико передает напряженность моментов. Особенно любит делать подобное в сценах сражений. Так синий и розовый демонстрируют напряженность, а голубой и зеленый – спокойствие персонажей. Также неизменным для стиля мангаки остается стилизация мазковой рисовки и тушь для теневки. Многие критиковали кичливость изображений, но время доказало, что задумка работает на автора. Обложку тома «JoJo’s Bizarre Adventure» точно не спутаешь ни с чем. 

Окончательный стиль рисования Арки оформился в 1985. В свет вышла манга «Gorgeous Irene». В центре сюжета была повседневная жизнь киллера Айрин Лапоны, способной превратиться в любую девушку используя лишь силу «макияжа». Уже в ней автор задает тренд на гипертрофированне мышцы в стиле «Рэмбо» из 80-х, что станет специфической чертой его творчества. 

Начиная с 2007 Хирохико откроет для себя сотрудничество с модными журналом Cell, писателем Ясунари Кавабата и музыкальной рок-группой Base Ball Bear. В 2009 мангака был одним из 5 художников, приглашенных на выставку «Le Louvre invite la bande dessinée» в Лувр. Для нее он даже создаст несколько авторских работ с участием Рохана Кишибе, персонажа 4-ой части его культового тайтла.  

Phantom Blood 

Первая часть франшизы «JoJo’s Bizarre Adventure» начала издаваться в 1986. Большое влияние на образы персонажей и сюжет оказала американская культура 1980-х. Араки утверждал, что черпал вдохновение в боевиках «Рэмбо» и «Терминатор».  

История происходит в Великобритании конца 19-ого века. В ее центре два абсолютно разных персонажа — Джонатан Джостар и Дио Брандо. Один положит начало кличке ДжоДжо, а второй просто будет пакостить каждую новую сюжетную ветку. А мотив повествования быстро переходит с уровня семейных разборок на вампирские вайбы в стиле «Ван Хельсинга». 

По сравнению с продолжением серии, открывающая часть оказалась самой непримечательной и скучной. Но именно она стала базой для дальнейшего развития сеттинга. Уже здесь гиперболизированная маскулинность начинает работать в тандеме с манерными позами и абсурдными юморесками. И если абстрагироваться от общей гротескности и кринж-позинга, в драматичные моменты и правда бьет на слезу.  

Battle Tendency 

Продолжение истории начинает выходить с 1987. С нее стартует слом не только джентельменских стереотипов, но и самой структуры повествования. Араки становится первым, кто решает слить главного героя и перескочить сквозь время. Так на смену Джонатану приходит Джозеф. Он смекалистый, прагматичный и не без харизмы. А еще он всегда знает наперед, что вы будете говорить. Здесь мангаку уже воодушевляли герои фантастики и приключенческого кино — Хан Соло из «Звёздных войн» и Индиана Джонс. 

Вторая часть становится отправным пунктом для развития франшизы. Тут начинает проявляться еще одна авторская фишка – говорящие имена. Так мы встречаем итальянца Цезаря Цеппели и главного антагониста – «человека из колонны» AC/DC .  

Stardust Crusaders 

С 1989 на протяжении трех лет будет публиковаться третья ветка «JoJo’s Bizarre Adventure». На это раз в центре событий окажется внук Джозефа – Джотаро. Именно он станет самым узнаваемым персонажем вселенной. Возможно потому, что продолжит присутствовать в последующих частях серии. Новый герой – баланс между манерным Джонатаном и слишком уж эксцентричным Джозефом. Новый ДжоДжо стал золотой серединой: слегка грубоват, зато у него всегда все под контролем. В его характере отчетливо прослеживается влияние ролей американского актера и режиссера Клинта Иствуда. 

Хирохико Араки говорил, что большое влияние на сюжет оказало путешествие по Ближнему Востоку и Северной Африке. Это находит отражение в локациях «Stardust Crusaders». Бонусом к этому стало увлечение картами таро, названия которых мангака взял за исходник для имен будущих стендов. Например, «Silver Chariot» (стенд Жан-Пьер Польнареффа) – это карта колесницы, означающая поиск нового и подготовку к важному событию. 

Стенд – новая разработка Араки. Это материализация духовной силы, которая подчиняется человеку и защищает его. Стенды сделали мангу уникальной и узнаваемой среди прочих. Благодаря ним автор смог сохранить интерес читателя. Каждый стенд уникален, начиная от дизайна, заканчивая способностями. Так произведение избежало главной ловушки сёнэна – изживания вечной прокачки силы главных героев. 

Diamond Is Unbreakable 

С 1992 по 1995 на страницах журналов появится 4-ая часть франшизы. В ней финально оформился современный стиль рисовки Араки, а персонажи сбросили пару килограмм мускулатуры. Также значительно усовершенствуется и дизайн аутфитов. Они станут более неординарными, подстроившись под характеры персонажей. Мангака даже станет делать отсылки на известные бренды. Например, главный герой носит черные туфли BallyW и нижнее белье Moschino. 

На это раз в непростую историю окажется вовлечен Джоске, внебрачный сын Джозефа. А сам сюжет из размашистого путешествия превратиться в камерные посиделки в вымышленном городе Морио. Чем – то по эстетике это напоминает «Twin Peaks», американский сериал 90-х. Это больше не пацанский файтинг до последнего вздоха, а хороший детектив с добрым и легкомысленным главным героем. Еще одна причина, почему манга никогда не давала читателю заскучать, ведь Хирохико Араки всегда не прочь поиграть с жанром. 

Golden Wind 

Что может быть круче итальянской мафии, спросите вы? Конечно же итальянская мафия имени Джорно Джованны, у которого есть мечта! 

Эта часть манги выходила с 1995 по 1999. Тут Араки полностью избавляется от своих стереотипно-перекаченных персонажей, уходя в феминность. События пятой части разворачиваются в Италии, затрагивая сразу несколько городов. Главный герой, Джорно Джованна, хочет возглавить картель, чтобы прекратить продажу запрещенных веществ несовершеннолетним. Не смотря на свой добрый и вежливый характер, он готов на многое, чтобы подняться по карьерной лестнице. 

«Golden Wind» рушит добродушный тон повествования предыдущей части. История становится серьезной, в ней много гангстерских разборок, которые уносят больше жизней, чем предшествующие части. Побочкой к этому идут персонажи, каждый из которых пережил трагический эпизод в жизни и нашел смысл существования под крылом Бруно Буччеллати, главной «мамочки» тайтла. 

 Stone Ocean 

С 1999 по 2003 печталась 6-ая и заключительная для данной вселенной часть. «Steel Ball Run» и «JoJolion» уже будут идти отстраненно, рассказывая о той же родословной, но уже в параллельной линии повествования. «Stone Ocean» интересен тем, что новый ДжоДжо больше не мужчина, а дочь Джотаро – Джолин. Бонусом мангака добавил больше сильных женских персонажей. 

История девушки развивается в тюрьме «Green Dolphin Street Prison». Араки опять ломает шаблон, перестраивая сюжет под криминальную сходку сокамерников. Здесь чувствуется тюремный антураж с его издержками в диалогах и порядках. Эта часть оказалась самой динамичной. Действия развиваются за долю секунды и идут с побочкой из нарастающего напряжения. Кроме того, Хирохико во всю упражнается с игрой на отсылки к известным fashion-брендам. Линейку говорящих имен пополнили Эрмес Костелло и Эмпорио Алниньо. 

Влияние на маскульт 

Главной фишкой «JoJo’s Bizarre Adventure» стали отголоски моды, культуры и мемов. Большинство имен героев и их стендов корнями уходят в историю музыки и медиаиндустрии. Особенной популярностью у Араки пользовались американские рок группы, такие как Kiss (стенд Эрмес Костелло),  Red Hot Chili Peppers ( стенд Акиры Отоиши «Red Hot Chili Pepper»), AC/DC (имя антагониста 2 части и стенда Тандер МакКвина «Highway to Hell» в 6-ой части), Guns N’ Roses (стенд Кишибе Рохана «Heaven’s Door»). И это лишь пара примеров. 

Стиль и позинг в манге — отдельная вид искусства. Араки точно был фанатом модных журналов, из которых в начале пути брал позы для своих персонажей. Но со временем уже становится не понятно, это он косплеит глянец, или они черпают вдохновение для фотосессий у него. Кто на кого работает? 

В спиноффе «Thus Spoke Kishibe Rohan» мангака выделил отдельную главу промоушену итальянского бренда Gucci. Тот заключил с ним и японским модным журналом Spur контракт о сотрудничестве. А в 2017 Араки начал работу с брендом одежды Glamb. 

Переходим к самому масштабному влиянию «JoJo’s Bizarre Adventure» — мем-индустрия. Причина ажиотажа вокруг манги понятна: эксцентричность, комичность и обилие яркой мимики. Манга изобилует гротеском, пафосом и абсурдностью. Well, даже сама концепция заставляет пустить смешок. Это же тайтл про до жути брутальных качков, которые не прочь встать в странную позу и надеть на себя все самое дорогое и презентабельное сразу. Давайте вспомним самую вирусную сцену из манги, представленную снизу. Какие только фотошопы с ней не проворачивали. А также создавали стикеры для популярных мессенджеров. 

Еще две цитаты, которые знает каждый ДжоДжо-фан. «Yare Yare Daze» — любимая фраза Джотаро Куджо, когда его что-то утомляет. Ее же переняла от него Джолин в 6-ой части манги. И конечно же куда без «It was me, Dio!». Шутки шутками, но не забываем проверить свое окружение на «Вкус лжеца». Да и сам Хирохико Араки – повод для многочисленных мемов по поводу возраста. В свои 62 года он выглядит максимум на 40, чем провоцирует фанатов сравнивать его с Дио и именовать главным вампиром тайтла. 

«JoJo’s Bizarre Adventure» не только про бесконечный файтинг с силами зла, но и про искусство, сложную работу автора и образовательный контент. Не зря в сеттинге «Diamond Is Unbreakable» присутствует Кишибе Рохан, по профессии мангака, а по призванию то еще газлайтер. Через него Араки транслирует все трудности пути художника. Даже стенд у героя соответствующий: при помощи «Heaven’s Door» он может читать людей, как открытую в прямом смысле книгу, и со скоростью света рисовать фреймы, вдохновленные их историями. Это прекрасно обыграно в «Stone Ocean», когда Рохан остается единственным автором, который успевает выпускать новые главы, не смотря на ускорившийся ход времени. Такая вот пост-ирония над трудовыми буднями. 

Невозможно пройти мимо ожившего Ван Гога во все той же 6-ой части. А все благодаря стенду «Bohemian Rhapsody», стирающему грань между реальным и вымышленным. Он смог материализовать всех персонажей, когда-либо созданных человеком: начиная от Венеры с картины Боттичелли, заканчивая диснеевским Микки Маусом.  

Да здесь даже главный злодей Дио время от времени, но пролистывает литературу об искусстве. Картина «Мона Лиза» Леонардо да Винчи вообще стала вирусной в разных частях манги. То ей очаруется Кира Йошикаге, то уже вышеупомянутый антагонист тайтла. 

Не обошлось и без fun facts из мира науки, за что Араки отдельный поклон. Чтение манги превращается с ненавязчивый урок биологии, физики и химии в одном флаконе. Тут тебе и про сотворение вселенной расскажут, и про отдельные виды животных. Так еще и информация подается дозировано: раз в пару глав. Ведь хорошего понемногу. 

Хирохико Араки – пример того, что не стоит бояться экспериментов. Дело вовсе не в самобытности рисовки и аутентичности персонажей. Это сюжетный вопрос. Автор не боялся менять правила игры, переходя от европейской мистики к восточным путешествиям, от детектива к криминалу. 

Это обеспечило мангаке популярность, которая длиться уже более 30-и лет. История, которую он подарил, по-настоящему невероятная. Комичная и драматичная. Простая и витиеватая. И герои могут быть разными: смешными, мужественными, прямолинейными и находчивыми. И каждый из них непременно остается bizarre. 

Ну и парочка поз для фотосессии тем, кто дочитал до конца 

Материал подготовила Александра Куликова 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *