В Москве

Мордор из бетона и стекла

Станция метро «Деловой центр», одна из остановок на Московском Центральном Кольце Всевластия. Выхожу на поверхность и передо мной предстаёт ни что иное, как местный Мордор.  Почему-то он очень полюбился москвичам. Прямо передо мной стоит группка молодых людей, которые с восторгом фотографируются на фоне высоких стеклянных башен. Моя цель дальше, но, чтобы добраться до неё, мне необходимо пройти сквозь эту попытку быть похожими на Нью-Йорк.  

Как и положено Мордору, тут нет ни одного дерева, асфальтовое море, в котором смешались люди, автомобили и всепоглощающая тоска. Зато есть интересная альтернатив –  торговый центр, тоже стеклянный, но весь зелёный и покрытый изображениями деревьев.  Башни стоят таким образом, что между ними образуется сквозняк, и, если до этого мне было даже жарко от февральского солнца, то теперь мне приходится сражаться с ледяным ветром. По пути встречаю девушку с огромным чемоданом на колёсах, должно быть, она приехала издалека, чтобы посмотреть на Мордор, или же, целенаправленно сняла номер в одной из башен, чтобы свысока посмотреть на город.  Все башни разные и одинаковые одновременно, пара из них ещё строятся, есть одна скрученная спиралью, но больше всех выделяется Око Саурона – огромная, самая высокая башня, на вершине которой постоянно горит циферблат, рекламирующий очередное безумно выгодное предложение.  

Пройдя сквозняк, запах бензина с парковки, пристальный взгляд Саурона и исписанный последователями Диогена подземный переход, я, наконец добираюсь до моей цели – Красной Пресни. Что в этом месте такого особенного? До недавнего времени ничего и не было, просто уютный и тихий район из добротных невысоких сталинок, к которым, во времена Лужкова, даже добавили лифты. Но район Мордора решил расширяться не только в высоту, но и в ширину, а значит – надо чем-то пожертвовать.  

Эта жертва – старые дома, дома которые простояли бы ещё не один десяток лет, совсем чистенькие, из желтоватого кирпича и с высокими потолками. Они уже огорожены забором, хотя и выглядят жилыми. Люди, видимо, уезжали в спешке. Какие-то окна пустые, а на каких-то по-прежнему висит тюль, где-то видна посуда, а на одном из окон – растения, уже увядающие, но ещё живые. Эти невысокие домики-хоббиты обречены ждать своей участи, их уже никто не спасёт – ни маги, ни орлы, ни здравый смысл.   

Иду дальше и замечаю, что огорожены не все дома, некоторые до сих пор жилые, но уже пустеющие. Должно быть, сносить будут порциями, но люди уже торопятся переехать, чтобы не откладывать всё на последний момент.  

Продолжаю ходить туда-сюда по кладбищу домов. Среди этой приличной территории под снос затесался небольшой детский садик, должно быть, и его снесут. Я зашла уже довольно далеко, поднимаю глаза – надо мной всё ещё нависает Око Саурона: тёмный властелин пытается уговорить меня купить кофемашину в его торговом центре, но я не поддаюсь его чарам. Рядом с ним эти пятиэтажки кажутся ещё более маленькими, чем они есть на самом деле. Страшно представить, что будет если такая махина упадёт.   

Добираюсь до Москвы реки, Красную Пресню уже совсем не видно, а Мордор всё ещё провожает меня взглядом. Интересно, дойдут ли его владения до сюда? Если Москва продолжит чередовать снос добротных зданий и ежегодную замену плитки с желанием получить максимальную прибыль из воздуха, то вполне возможно.  

Это история совсем не о плохих застройщиках, это история о том, как никто не смог победить Саурона. В этот раз он не собирал войск, а всего лишь стал модным и убедил всех в своей уникальности. Москва – огромный город, в котором смешаны сотни архитектурных решений и Мордор имеет право на своё существование. Только вот Стеклянным башням мало этого, они хотят умножить свои владения и залить газоны асфальтом.   

Материал подготовила Софья Кашина 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *