10 октября 2022 в онгоинге начала трансляцию заключительная арка аниме «Bleach», получившая название «Тысячелетняя кровавая война». С момента выхода последнего эпизода прошло около десяти лет, и фанаты франшизы уже успели позабыть о проекте. В статье расскажем о истории тайтла, по известности стоящего наравне с «Naruto» и «One Piece».
Хроника Тайто Кубо
Для начала нам потребуется историческая справка. «Bleach» — это манга Тайто Кубо и ее последующая аниме-адаптация. Она публиковалась в журнале Shonen Jump с 2001 по 2016. В 2005 работа получила премию издательства Shogakukan в номинации «лучший сёнэн», а также вошла в лист комиксов-бестселлеров по Японии и Америке. Fun facts: в 2008 российское издательство «Эксмо» занялось ее лицензированным релизом. А в 2011 Кубо окажется в рейтинге наиболее коммерчески успешных мангак, заняв пятое место.
Первой серьезной работой Тайто Кубо было фэнтезийное произведение «Zombie Powder», опубликованное во все том же журнале Shonen Jump в 1999. Сюжет строился вокруг охотников за зомби-порошком, который дарует бессмертие и воскрешает мертвых. Уже в этой манге будет заметен характерный для автора стиль рисовки и его интерес к загробному миру. Тайтл оказался не особо успешен и после 4-х томов прекратил существование. Известность будет скрываться за совершенно другой историей.
О концепции «Bleach» и сложностях первых шагов
В одном из интервью Тайто Кубо говорил, что идея для будущей манги возникла, когда он захотел изобразить синигами в кимоно. Эти наброски стали референсами для дизайна Рукии Кучики, одного из центральных персонажей франшизы. По первой задумке автора, именно она должна была стать главным протагонистом. А само произведение Кубо планировал написать максимум за 5 лет. Но ни первому, ни второму пункту не суждено было исполниться. «Bleach» будет публиковаться 15 лет, что соответствует возрасту главного героя, Ичиго Куросаки, на момент первой главы. Вот такие совпадения.
Долго думал мангака и над названием тайтла. Отталкиваясь от изначальной задумки, где синигами бы пользовались огнестрелом, было выбрано «Snipe». Перекроив сюжет, пришлось искать что-то новое: автор пришел к заключению, что катаны лучше работают на концепцию. На этот раз в центре оказались проводники душ, ассоциирующиеся у Тайто Кубо с чёрным цветом. Но вариант «Black» он разу счел банальным. Тогда мангака решил, что «Bleach» непроизвольно вызовет в сознании читателя ассоциацию с белым, но не будет кричать напрямую.
Иронично, но один из культовых проектов 2000-х мог вовсе не появиться на свет. По мнению главного редактора Weekly Shonen Jump, сюжет манги был уж очень похож на «Yu Yu Hakusho» 90-х годов. Тайто Кубо уже думал распрощаться с карьерой, когда Акира Торияма (автор «Dragon Ball») отметил в личном письме его заслуги и выразил слова поддержки в сторону «Bleach». Так манга, находившаяся на грани фола, все же вышла и со временем стала источником для отсылок в таких проектах, как «Gintama», «Bakuman» и даже «The Simpsons».
Необычный сэттинг и отличительные черты
Это не типичный файтинг для чтения после уроков, а монолог о жизни и смерти. Тайто Кубо признавал, что заинтересовался мифами и загробной тематикой благодаря «Saint Seiya», котрая послужила вдохновением. В «Bleach» множество персонажей, принадлежащих к различным расам (люди, синигами, пустые и квинси), кланам и группировкам. И каждый из них со своей философией, целями и способами реализации.
По концепции Тайто Кубо, человеческие души состоят из эктоплазмы, именуемой духовной энергией. После смерти они отправляются в Сообщество душ, где продолжают жить и даже продвигаться по карьерной лестнице под опекой Готей 13. В чертовой дюжине отрядов состоят синигами, занимающиеся охраной Сейрейтея и защитой короля Душ. Синигами – это проводники, сражающиеся со злыми проявлениями души, именуемыми пустыми.
Персонажи «Bleach» обладают индивидуальными способностями, заключенными в их мечах — занпакто. При этом каждый герой может совершенствовать их, выходя на финальный уровень высвобождения силы – форму банкая. Также у синигами есть боевые техники, называемые кидо. Это набор приемов, созданных на основе духовной силы: путь разрушения, связывания и возвращения.
«Bleach» — история о дружбе, заботе о близких и бесконечном противостоянии злу, которое продолжается даже после смерти. Каждый герой манги особенен, со своими страхами и стремлениями. Это проект о командной работе и несгибаемой воле главного героя – Ичиго Куросаки. У него нет возведенной в культ мечты стать королем шаманов или хокаге деревни, он просто хочет сберечь то, что дорого сердцу. Поэтому мотивацию поступков персонажа не придется угадывать, и герой быстро станет родным для читателя.
Мангу стоит уважать уже за то, что она смогла выйти за привычные рамки жанра, стать глубже и разнообразнее. И удовлетворила как молодого, так и более статусного читателя.
Каждый герой противоречив и уникален
Персонажная сетка — еще один культовый феномен «Bleach». Здесь запросто можно встретить капитана отряда синигами, похожего на преступника-дебошира и имеющего нездоровую склонность помереться силой с главным героем. И арранкара Эспады, вечного одиночку, страдающего приступами ярости, но в финальной арке встающего на сторону добра.
У каждого свой многогранный характер, который еще и измениться может по ходу сюжета. Одни персонажи из холодных и замкнутых постепенно трансформируются в заботливых братьев. Другие за своей непробиваемой броней скрывают тяжелое прошлое. Эффект первого впечатления здесь точно не сработает. Нужно читать, анализировать, думать, часто ставя себя на место героя.
А еще их реплики – целый сборник мотивационных цитат. Ну и рубрику «поставить в статус» они тоже пополнить могут. Например, высказывание Ренджи 100% можно репостнуть в пацанский паблик:
«Может я и слабак, но пока я продолжаю восхищаться теми, кто сильнее меня, я понемногу сам становлюсь сильнее».
Источники вдохновения и увлеченность мангаки
Многие аспекты для концепции «Bleach» Тайто Кубо брал из истории, музыки и даже зарубежной культуры. Например, для названий мечей мангака исследовал древнюю японскую литературу, для пустых и арранкаров использовал испанский и итальянские языки: «menos grande» – как один из видов пустых, «espada» — армия Сосуке Айзена, «la muerto» – коронный прием Ясуторо Садо. А для техник и регалий квниси был задействован немецкий: диаграмма Цайхена, как прием Исиды, и Штернриттеры, вторгшиеся в Сообщество душ в финальной арке.
Рисование сцен сражений мангака чаще всего делал под рок или панк музыку. В такой атмосфере ему было проще придумывать позы героев и прорисовывать раны. Музыка – это вообще отдельный пункт. Начнем с самого банального — использование музыкальных интервалов для нумерации арранкаров в Эспаде – куатро, секста, септима и другие. Также у каждого персонажа Тайто Кубо есть своя музыкальная тема – реальный трек, которым мангака вдохновлялся при создании. Например, песня Ичиго это «News From The Front» группы Bad Religion, а композиция Radiohead «Idioteque» помогла окончательно проработать характер Исиды. А темой Сосуке Айзена стал трек «Stand Ablaze» группы In Flames.
Тайто Кубо принимал участие в разработке дизайна персонажей для аниме-адаптации, что своего рода нонсенс для мангак. Они обычно не вмешиваются в работу мультипликаторов. Мода – еще одно хобби автора, которое нашло реализацию не только в ярких концепт-артах. Кубо рисовал своим героем образы, которые потом мелькали в опенингах и эндингах. И в совокупности с качественной музыкой доставляли эстетическое удовольствие аудитории.
Более того, Кубо подарил голос одному из второстепенных героев сериала – плюшевому льву Кону в OVA «Bleach — Memories in the Rain». А еще мангака настоящий gamerboy, успевший пройти все компьютерные игры, созданные на основе «Bleach». Он и в филлерных сериях смог показать себя, самостоятельно работая над стилем главных персонажей арки «Восстание занпакто».
В каждой главе чувствуется отношение Тайто Кубо к своему творению. Везде присутствует эпиграф в виде авторского стихотворения и концовка со скетчем омаке. Иногда это комичные моменты, иногда драматичные. Но их задача ясна – рассказать как можно больше о персонаж.
Эмоциональное выгорание или как не опустить руки
В интервью, состоявшемся после завершения манги, Тайто Кубо рассказал, что в момент экранизации тайтла ему пришлось столкнуться с интенсивной работой по созданию новых глав. Ведь рано или поздно в онгоинге наступает период, когда сюжет догоняет мангу. Из-за чего у автора появились серьезные проблемы со здоровьем, повлиявшие на продуктивность.
В этот же период он получил письмо от мальчика, страдающего неизлечимой болезнью. Он был большим поклонником франшизы, которая стала чуть ли не последним источником детской радости. В этом письме ребенок попросил Кубо не бросать мангу. Незатейливое детское послание вновь вдохнуло в него жизнь и желание довести дело до конца. Впоследствии автор еще не раз будет связываться с семьей мальчика.
Когда что-то пошло не так
Со временем читатели стали замечать противоречивость манги. Так, одной интригующей идее противопоставляются несколько глав без какого-либо намека на развитие сюжета. Или же в момент раскрытия бэкграунда персонажа появляется множество сцен со статистами, не имеющими никакого отношения к личной драме героя. На мастерски проработанный эпизод сражения выделена страничка с единственным иероглифом. Невольно хочется спросить: так задумано автором или же он просто филонит? К счастью или сожалению, Кубо по этому поводу не высказывался.
Еще один хаотичный аспект – филлерные арки, сюжет которых никак не завязан на основной линии. Каждая история вполне может иметь право на существование, но не занимать же почти половину хронометража сериала. Поэтому фандом разделился во взглядах: фанаты манги возмущались и злились, в то время как сторонники аниме воодушевленно встречали новые истории со полюбившимися героями.
Зафиналить красиво не вышло
Для тех, кто out of context, напомним, что экранизация манги закончилась на 366 серии адаптации. И все, кто хотел узнать продолжение, отправились следить за развитием истории в манге. Последняя 686 глава носит такое же название, как и первая: «Death and strawberry». Закольцевать композицию у Тайто Кубо вышло благополучно, но что от этого получил читатель?
Большая часть фандома считает концовку скомканной и написанной, чтобы поскорее закончить проект. Это идет вразрез с логичностью и детализацией повествования, длившейся 15 лет. Финальные главы выглядели так, словно Кубо боролся с жесткими дедлайнами.
Вообще сюжет арки «Тысячелетняя кровавая война» очень похож на эмоциональные качели. Начало эпично и драматично. Вдобавок бьет на слезу смертями знакомых героев и завораживает стремительным развитием событий. Второе вторжение отчетливо проседает на его фоне. Какие-то вечные баталии без нормального раскрытия новых персонажей. А вот после этого американские горки опять устремляются ввысь.
А начиналось так красиво… Вполне резонно было бы закончить все на арке с арранкарами. Ведь присутствовал достойный хэппи-энд и итоги сюжетных ходов подведены. И Тайто Кубо смог бы уйти на пике славы. Но судьба решила иначе. И последняя глава «Bleach» не вызвала столько эмоциональной отдачи, как произошло в свое время с «Naruto».
С 10 октября выходит заключительная часть манги в адаптации от студии Pierrot. В интервью за несколько месяцев до этого Кубо отмечал, что аниме будет содержать больше новых сцен и информации, чем первоисточник. Надеемся и верим в это.
«Пока мы живы, будут моменты, в которых мы не будем согласны с другими. Но только тебе решать, как это повлияет на твою жизнь» — мысли Тайто Кубо словами Ичиго Куросаки.
Материал подготовила Александра Куликова