Недавний выход игры «God of War: Ragnarök», повествующей о приключениях греческого полубога в мире скандинавской мифологии, натолкнул меня на мысль. Как часто разработчики обращаются к теме мифологии? И на сколько это удачно?
Создание любой игры — это достаточно серьезное дело. Особенно в современном мире искушенной аудитории. А уж производство фэнтези накладывает на разработчиков дополнительную ответственность. Помимо захватывающего сеттинга и адекватно мотивированного(ых) персонажа(ей) игроку потребуется четко продуманный лор с начала создания мира. А иначе прозвучит станиславское «не верю!».
Возможно поэтому, для снижения сложности задачи с «hard» до «medium», многие разработчики взяли за основу мифологии разных народов: античную, древнеегипетскую, зороастрийскую, скандинавскую, славянскую, финно-угорскую и христианскую. Ведь создание мира, взаимоотношения богов и других мифических существ, их прошлое уже итак написано. Нужно только вклинить сюда игрового персонажа и сюжет.
Разбирать каждую из затронутых мифологий не имеет смысла. Но вспомнить уже полюбившиеся игры и познакомить с интересными экземплярами мне кажется необходимым.
Античная мифология
Первая всплывшая в голове игра, связанная с Древней Грецией — «God of War». Эту игру я не раз еще буду вспоминать, ведь франшиза смогла затронуть сразу два мифологических мира. Что касается античного, то в нем разворачиваются действия первых 7 игр.
Главный герой — спартанец и военный генерал Кратос. Под воздействием бога Ареса убивает жену и дочь. Пытаясь ему отомстить, Призрак Спарты не раз получает нож в спину от других небожителей. Это приводит к тому, что тот убивает почти всех из них, включая собственного отца Зевса. Я думаю, из этого понятно, насколько тесно переплетена мифология и действие игры.
Критики и игроки высоко оценили франшизу. Понравилось все: раскрытие персонажа от семьянина до безжалостного война, боевые комбо, насилие и жестокость, атмосфера, саунд и т.д. Смогли бы разработчики добиться такого успеха, создавая что-то свое, а не «строя» уже на готовом грунте сложно сказать. Да и нет смысла. История не любит сослагательного наклонения, а успех, как говорится, на лицо.
В качестве примера неудачной попытки выезда на теме мифологии хочется назвать «Theseus». Вся игра основана на эпизоде из жизни полубога Тесея. А именно переосмыслении битвы с Минотавром. Главный герой просыпается на странном алтаре и только по ходу игры вспоминает, что погибал тут уже много раз. И все это в VR.
Задумка интересная, но воплощение подкачало. Многие игроки жаловались на бессмысленность использования виртуальной реальности, на ее натянутую привязку. Геймплей скучен и прямолинеен. А по времени на полное прохождение потребуется всего 2 часа.
Стоит, конечно, заметить, что рынок VR игр беден и любая попытка создать что-то стоящее должна поощряться. И в случае «Theseus» хорошая задумка просто не получила должного наполнения.
Скандинавская мифология
Легенды и мифы скандинавов можно по праву назвать самыми популярными. Перечисление всех игры с этим сеттингом займет слишком много времени. Поэтому не держите обиды, если не найдете любимую здесь.
Как и обещала, возвращаюсь к франшизе «God of War». Части 2018 и 2022 года рассказывают о путешествии повзрослевшего и помудревшего Кратоса с юным сыном Атреем к самой высокой горе, чтобы развеять прах усопшей жены и матери. По дороге они побывают в нескольких мирах и познакомятся с богами и чудищами скандинавской мифологии.
Разработчики как на различных интервью, так и через кат-сцены в самой игре дали понять, что разные мифологические миры уживаются вместе вокруг одного сине-зеленого шарика. За это большой плюс, а иначе были бы непонятки и сюжетные дыры. Игра покорила аудиторию еще до выхода. А после завоевала не мало наград. В ней есть и погружение в мифологию через диалоги, документы, картины; интересный сюжет и взаимодействие персонажей, их развитие. Лучше посмотрите или поиграйте в нее сами. Вы все поймете.
Следующая игра, о которой вы должны знать — «Hellblade: Senua’s Sacrifice». Игроку придется играть за девушку Сенуа. Она отправляется в мир мертвых Хельхейм, чтобы спасти своего погибшего возлюбленного. Изюминку всему этому добавляет психоз воительницы.
На агрегаторах Hellblade получил преимущественно положительные оценки. Но я бы дала игре статус «недопонятого гения». Сам сюжет — метафора на борьбу героини с ее душевной болезнью. Восхищения достойны соединение личной истории с мифологией, актерская игра (спасибо системе захвата движения), атмосфера и звуковой дизайн. Эти плюсы настолько сильны, что перекрывают минусы геймплея.
Мифологически интересные проекты
На десерт я оставила самое интересное. Уже упомянутые античная и скандинавская мифологии известны большей части аудитории. В разных количествах, но ее все-таки изучают в школах. А игры, о которых пойдет речь ниже, можно назвать первопроходцами в мир малознакомой мифологии.
Есть на Аляске народ. Называется он инупики. И есть у них сказка о ледяном великане Кунууксааюке. Вот про девочку из этого народа и частично про великана повествует игра «Never Alone». Нуне и ее другу песцу нужно найти источник метели и спасти родное племя.
Тут я не вижу смысла говорить о игровой механике или о чем-то подобном. Это и не всегда важно. В случае с этой игрой важен ее вклад. «Never Alone» делает вызов устоявшемуся мнению, что традиции малых народов могут впасть в небытие. Это захватывающая история и увлекательное культурное исследование.
Такую же цель преследовала игра «Черная книга». Действие игры происходит в Чердынском уезде Пермской губернии Российской империи в 1879 году и основывается на мифологии коми-пермяков.
Молодая колдунья Василиса не желает быть ведьмой и хочет сбежать из деревни вместе со своим женихом. Но за несколько дней до предполагаемого момента бегства тот, по неизвестным причинам и при неизвестных обстоятельствах, погибает. Это меняет взгляды Василисы. Девушка соглашается стать ведьмой, чтобы магией вернуть его к жизни.
Как я уже говорила, разработчики активно штурмуют мифологии разных народов в поисках вдохновения. И не тронутого материала еще очень много. А сколько хороших игр из этого выйдет покажет время.
Материал подготовила Анастасия Носкова