В качестве предисловия стоит сказать, что экстремальный велоспорт – дело очень специфическое и подойдёт далеко не каждому. У профессиональных «райдеров» (спортсменов в данной дисциплине) общее с обычными велосипедистами лишь то, что у них тоже есть руль, сидение и педали. Все остальное — от конструкции велосипеда до стиля катания кардинально отличается от привычных велосипедных прогулок.
Прежде чем переходить на экстремальный велоспорт, стоит задать себе вопрос – а нужно ли все это?
Можно выделить несколько пунктов, из-за которых в экстремальный велоспорт вступают крайне неохотно.
- Во-первых, это крайне травмоопасно. Стиль езды у таких райдеров крайне агрессивный, а ездят они по горным склонам и опасным спускам, что иногда даже страшно смотреть со стороны. Даже самые опытные райдеры часто падают на трассе, ломая себе конечности, чего уж говорить про начинающих.
- Во-вторых, это дорогой спорт. Для катания по горам и выполнения трюков нужны специальные велосипеды, которые смогли бы выдержать такие серьёзные нагрузки. Соответственно, нужны прочные, но при этом лёгкие материалы, например, карбон. Это делает экстремальный велоспорт крайне дорогим удовольствием. Цены на новые велосипеды от ведущих брендов могу достигать 1 миллиона рублей. Достаточно часто встречается, что какая-нибудь деталь от профессионального велосипеда (например, передняя «вилка» или задний амортизатор) стоят больше, чем обычный велосипед для спокойного катания в сборе. Экипировка также является очень дорогой: цена на шлем может достигать 30 тысяч рублей, а защита туловища и 100 тысяч рублей. А пренебрегать экипировкой – очень рискованный шаг.
- В-третьих, экстремальный велоспорт предполагает катание по грязи. Соответственно, придётся постоянно стирать одежду и мыть велосипед. Второе является крайне кропотливым занятием, так как необходимо промывать и смазывать все узлы, чтобы избежать коррозии.
Но если Вам все же захотелось заняться экстремальным велоспортом, и вы готовы ко всем его тяготам и большим расходам, то следующие советы для вас.
Предположим, что у Вас уже есть минимальный опыт катания на велосипеде. Вы достаточно уверенно держитесь на дороге, умеете вовремя затормозить не боитесь упасть с велосипеда.
- Первое, что стоит сделать – купить подходящий велосипед и защитную экипировку. Здесь отлично подойдёт хороший хардтейл (популярный тип с одним передним амортизатором) или «двухподвес» (велосипед с передним и задним амортизатором).
Стоит понимать, что на велосипед придётся потратить 80-100 тысяч рублей, но за такие деньги можно купить достаточно неплохие варианты для начинающих. Велосипеды за 150 тысяч рублей и дороже не нужны начинающим, так как райдер не сможет раскрыть весь потенциал велосипеда из-за отсутствия умений. Также можно купить поддержанный велосипед, это выйдет дешевле, но это стоит делать осторожно.
- Второе, что надо начинать делать – учиться быстрой езде, а точнее – учиться анализировать дорожную ситуацию при быстрой езде. Естественно, не стоит сразу разгоняться 50 км/ч в людном месте, скорость стоит увеличивать постепенно. Второе, нужно использовать городской и загородный ландшафт как трассу. Поясню на примерах: бордюры отлично подойдут для прыжков, ступени на лестницах подойдут для опасных спусков.
- Третье, стоит найти компанию других райдеров, так как такие знакомства пойдут на пользу для обмена опытом. Четвертое, постепенно стоит наращивать свой потенциал, преодолевая новые препятствия. Стоит выезжать уже на специальные трассы и памп-треки. Чем сложнее трасса, тем больше опыта приобретает райдер.
Не у всех райдеров есть возможность поехать со своим велосипедом в горы, поэтому умения стоит совершенствовать на имеющихся трассах, либо создавать импровизированные препятствия в своём городе.
Обязательно стоит найти «своего» веломастера, который будет качественно помогать с ремонтом и обслуживанием, а также научит некоторым тонкостям ухода за велосипедом.
Но самое главное, быть всегда осторожным и в меру самоуверенным
Стоит понимать, что падения и травмы будут с большей вероятностью. Никогда не пренебрегайте защитной экипировкой, так как однажды она может спасти жизнь. А если вдруг травма случилась – не бойтесь снова сесть на велосипед, лучше извлеките для себя новый урок. Тот, кто захочет – пройдёт все преграды и станет опытным райдером.
Материал подготовил Даниил Лященко