Процессы евразийской интеграции в первую очередь направлены на активизацию торгово-экономического взаимодействия государств-участников, при этом не остаются без внимания и социальные и гуманитарные аспекты сотрудничества.
В частности, вопросы образовательных контактов, академической мобильности и научного сотрудничества начинают рассматриваться как движущие силы интеграционных процессов в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), что может придать ему нормативное и социальное измерение. Однако на этом пути немало проблем и препятствий, некоторые из которых могут серьезно осложнить реализацию намеченных проектов и планов. Тем не менее, современные международные условия, в той или иной степени затронувшие российскую национальную систему образования, заставляют по-новому взглянуть на «евразийское» направление образовательного сотрудничества и даже наполнить его новыми смыслами.
Возможности развития образовательного сотрудничества в ЕАЭС
Принципы и механизмы построения долгосрочных процессов взаимодействия в рамках интеграционного объединения отличаются тем, что они должны по возможности включать участников из всех государств-членов объединения, быть нормативно определены и иметь закрепленную институциональную форму. В «Стратегии — 2025» ЕАЭС научно-образовательное сотрудничество выделено как одно из стратегических направлений развития Союза, что создает определенные стратегические ориентиры для заинтересованных участников этих процессов при формулировании конкретных предложений и реализации инициатив.
Существующие диспропорции в мобильности студентов между странами Евразийского союза не в полной мере способствуют формированию многостороннего процесса академического сотрудничества. Для преодоления перекоса академических миграционных потоков в сторону России, очевидно, необходимо стимулировать мобильность выездных студентов в государства-партнеры по ЕАЭС, что также становится актуальным в связи с изменением географических направлений академической мобильности в настоящее время.
Университеты уже приняли активное участие в этой работе, которая будет заключаться в создании и реализации новых совместных образовательных программ обмена, краткосрочных и долгосрочных стажировок и других мероприятиях. На совершенно новом уровне, вероятно, следует запустить образовательную и информационную кампанию для привлечения студентов к ним. Кроме того, важно иметь в виду, что это двусторонний процесс, который требует активного участия коллег из принимающих университетов. Поэтому на уровне учебных заведений необходимо организовать системную институциональную, административную и информационную поддержку студентов, участвующих в программах академической мобильности.
Сегодня созданы объективные условия для активизации евразийской интеграции в сфере науки и образования, которая, вероятно, сталкивается с определенными проблемами, но в то же время не лишена возможностей для достижения устойчивого прогресса.
Материал подготовила Анастасия Толстихина