Ох уж этот подростковый период, который многие вспоминают с ностальгической грустью. Школа, друзья, разговоры на переменах, обед в ближайшей забегаловке (лишь бы мама не узнала), определение собственных взглядов и целей, первая влюбленность… В этой статье речь пойдет о мультсериале «Дарья», создатели которого подняли в своем детище огромное количество тем, касающихся подростков. Все это они приправили саркастическими высказываниями, которые частенько можно услышать из уст главной героини. Но обо всем по порядку.
«Старшие классы – отстой. Но, если у тебя есть хороший друг и любящая семья, и школу можно пережить. И нет такого события в вашей жизни, которое нельзя было бы исправить с помощью пиццы»
История создания или «You’re Standing Om My Neck»
Изначально, Дарья была одним из второстепенных персонажей в мультсериале «Бивис и Баттхед», выходившем на канале MTV. Ее персонаж появлялся эпизодически и противопоставлялся главным героям. Позднее от MTV поступило предложение выпустить отдельные эпизоды, посвященные Дарье, чтобы расширить аудиторию канала. Воплотить эту идею было поручено сценаристам Глену Эйхлеру и Сьюзи Льюис, до этого работавшим над «Бивисом и Баттхедом».
Выданный ими результат превзошел ожидания и вышел за рамки жанра спин-оффа. Сценаристам удалось создать самобытную историю о девочке-подростке. Чтобы показать, что связь персонажа Дарьи с «Бивисом и Баттхедом» прервана, в первой серии ее семья переезжает в другой город, Лондейл.
Всего было выпущено 5 сезонов по 13 серий в каждом и два дополнительных полнометражных эпизода. Они выходили с 1997 по 2002 годы. Также до выхода мультсериала был сделан пилотный выпуск, который не представили широкой публике.
«You’re Standing Om My Neck» – строчка из песни, звучащей в заставке к сериалу, которая была написана рок-группой «Splendora». В буквальном переводе означает: «Ты стоишь на моей шее», а ее смысл можно сформулировать как: «Ты давишь на меня/достал меня».
Была «не такой, как все» до того, как это стало мейнстримом
Дарья Моргендорфер показана нетипичной ученицей, чьи увлечения сильно разнятся с занятиями ее сверстников. Ей неинтересны мода, красота, спорт, «тусовки», отношения. Постоянное общение с окружающими ее утомляет. Инаковость главной героини всячески подчеркивается ею самой, она регулярно противопоставляет себя остальному коллективу. Она хорошо учится, много читает и любит выражать интеллектуальное превосходство над другими в саркастичной манере.
«У меня не низкая самооценка. Я невысокого мнения обо всех остальных» (1 сезон, 1 серия).
Дарья словно не вписывается в социум, выставляется чуждой ему. Это особенно ярко подчеркивается стереотипизированными образами героев. Взять, например, семью Дарьи: сестра – типичная модница, любительница внимания, отец – безвольный клерк, мать – властная и холодная карьеристка. Школа тоже не блещет талантами. Вокруг одни вертихвостки, не видящие ничего дальше губной помады, и спортсмены, увлеченные совершенствованием собственного тела. И посреди этой картины – недопонятый гений Дарья Моргендорфер. Но это только на первый взгляд.
Действительно, создатели противопоставили образ главой героини образу «чирлидерши». Также постарались придумать каждому герою яркий характер. Но при более тщательном рассмотрении можно понять, что сценаристы не стремились выставить всех, кроме Дарьи, глупыми и недалекими. В сериале есть моменты, когда каждый из героев раскрывается как человек, обнажая свое нутро. Несмотря на сатиру и сарказм над всем и вся в первых сезонах сериала, последние сезоны демонстрирует неоднозначность и многогранность происходящего.
Вселенная мультсериала
Сценаристам удалось сделать ярких персонажей с характерными чертами, которых можно встретить почти в каждой школе. Знаменитая на всю школу парочка: футболист Кевин и чирлидерша Бриттани, староста и активистка Джоди, приставучий Чарльз по прозвищу «Тошнотик», компания красавиц школы, организовавших «Модный клуб», художница Джейн и угрюмая начитанная Дарья. Только на этот раз создатели решили «подстветить» и сделать главными героями не «красоток», «модниц» и «бунтарей», а «тихонь». Поэтому на первый план вышла Дарья Моргендорфер и ее подруга Джейн Лейн, занимающаяся рисованием картин. Джейн – яркая, но самобытная, далекая от тенденций и волнующих всех новостей. В ней Дарья видит равного себе по интеллекту и способностям человека, и потому девушки начинают дружить.
Если поначалу Дарья и Джейн резко контрастируют с окружающими, то к концу сериала мы пониманием, что они не лучше и не хуже остальных. Они просто такие, какие есть. Со своими особенностями и предпочтениями. Например, Дарья долгое время посмеивалась над своей сестрой Квин, участницей школьного «Модного клуба», стремившуюся нравиться всем. Однако впоследствии зрители осознают, что Квин не «дурочка», для которой важна лишь внешность. Просто через свою привлекательность она реализует потребность быть принятой в обществе. Об этом сестра главной героини говорит в одном из эпизодов.
«Иногда мы идем по коридору: я, Сэнди, Стейси, Тиффани. А я вдруг смотрю на нас со стороны и думаю: «Господи, кто эти дурочки? Неужели им больше не о чем поговорить? Только парни, одежда и машины». Но тогда о чем нам разговаривать? Каждый из нас хорош в чем-то своем. Ты (обращаясь к Дарье) сильна умом и красиво пишешь. А у тебя (обращаясь к Джейн) хорошие картинки. А у меня хорошо получатся быть привлекательной и популярной. Может, это не самое важное в жизни, но это единственное, на что я способна» (2 сезон, 6 серия).
Данное высказывание можно назвать лейтмотивом всего сериала.
Несмотря на то, что Дарья и Джейн высокомерно-снисходительно относились к девушкам, подобным Квин, создатели сериала стремились показать, что это всего лишь их точка зрения. Подобными эпизодами они доносят до зрителя совершенно другую мысль.
Помимо этого в сериале показывается бэкграунд основных персонажей, что позволяет лучше понять их поведение в настоящем. Так, например, выясняется, что невротичный и нерешительный отец Дарьи, Джек Моргендорфер, воспитывался очень строгим отцом-военным. Он не стремился понять сына, а старался выдрессировать его, сделать «настоящим мужиком». Это породило в мальчике множество комплексов, повлиявших не всю его последующую жизнь.
Мать Дарьи, Хелен, выросла трудоголичкой в попытках быть лучше своих сестер. Всю свою жизнь она считала, что мать любила ее меньше остальных, и стремилась заслужить ее внимание, добиваясь успехов. Несмотря на кажущуюся холодность, Хелен любит обеих своих дочерей, готова заступиться за них и поддержать в трудную минуту. Это не раз подтверждается в сериях, где она заступается за Дарью и Квин перед директором, проявляет участие к жизням девочек.
Школьные учителя в сериале сначала показаны стереотипно. Присутствует сатира на то, как преподаватели порой не могут разделить профессиональную и личную жизнь. Вымещают свои обиды и неудовлетворенность на учениках. Вместе с тем, сериал постарался донести мысль о том, что преподавание – тяжелый труд. У каждого учителя есть свои чувства, переживания, жизненный опыт.
Мужененавистница мисс Барч страдала после тяжелого развода с мужем, и отчаянно желала быть любимой. Строгий, крикливый мистер ДеМартино испытывал синдром профессионального выгорания. Мягкий и вежливый мистер О’Нил, напротив, стремился создать благоприятную атмосферу на уроках. Но его излишняя чувствительность порой выходила ему боком. Мисс Анжела Ли, хоть и выглядела деспотичным директором, не уважающим ни учеников, ни учителей, временами вызывала сожаление. Стараясь насильно пропихнуть подростков в какой-нибудь социальный проект, она старалась удержать рейтинг школы, за которую несла ответственность.
Кажущийся чем-то легкомысленным, мультсериал затрагивает глубокие темы
Большое количество экранного времени уделено детско-родительским взаимоотношениям. «Дарья» – один из первых сериалов, поднявших тему того, как атмосфера в семье может сказываться на формировании личности ребенка. В одном из эпизодов была продемонстрирована ссора между родителями Дарьи. Эту сцену Дарья-подросток вспоминает спустя много лет после случившегося. В ходе конфликта девочка почувствовала себя виноватой в том, что родители ругаются из-за ее замкнутости и нежелания общаться со сверстниками. В итоге она еще больше замкнулась в себе.
13 серия, 5 сезон
Авторы не обходят стороной и семью Джейн Лейн.
Оказывается, что девушка растет фактически без родителей, которые халатно относятся к воспитанию детей. Джейн живет со своим старшим братом Трентом – безработным музыкантом, пишущим музыку от случая к случаю. Мать редко навещает своих детей, уверенная в том, что они справятся и без нее. Эти обстоятельства повлияли на восприятие мира Джейн: она кажется гораздо более самостоятельной, чем Дарья. Ее умение взять ситуацию под контроль продемонстрировано в эпизоде «Художественная лихорадка». Джейн пришлось организовывать строительство беседки на даче, которую разрушили ее брат и его друзья. Со словами «У нас душевная травма, нам надо отдохнуть», чувствительные музыканты удалились прочь, оставив девочку-подростка решать созданную ими проблему. Девушке пришлось рисовать картины на продажу, чтобы оплатить ремонтные работы. Апофеозом строительства сломанной беседки становится то, что приехавшие на дачу родители заявляют: «Давно надо было разрушить эту гадость».
7 серия, 5 сезон
«Больной безумный мир»
Так называлась программа, похожая на выпуски «РЕН-ТВ», где рассказывалось про различные теории заговора, невероятные происшествия и прочие вещи, которую Дарья любила смотреть после школы. Мне подумалось, что это наименование подойдет для подзаголовка фрагмента, где речь пойдет про реальность, показанную в сериале.
Помимо детско-родительских взаимоотношений, в «Дарье» присутствует сатира на капиталистический строй, когда преимущество оказывается за денежной массой, а не идейной составляющей. Так, например, в первой серии 5-го сезона под названием «Сила рекламы» показана ситуация, когда школа столкнулась с урезанием финансирования. Чтобы восполнить утраты, связанные с этим обстоятельством, директор школы привлекает спонсоров, готовых дать средства школе в обмен на рекламу газировки. Теперь школьникам будет необходимо выполнять планы по покупке напитка, чтобы не лишиться выделенных денег. Все это приводит к тому, что учащихся насильно заставляют покупать и выпивать определенное количество банок газировки в день. А директор, вместо того, чтобы заниматься организацией образования, следит за тем, чтобы ученики выполняли норму потребления напитка. Это приводит к полному краху и недовольству. Дарья Моргендорффер с самого начала выступает против затеи с рекламой внутри школы.
«Недопустимо использовать школу в качестве плацдарма для рекламы прохладительных напитков. Как бы я не относилась к своим соученикам, они не заслуживают того, чтобы их использовали как сырье для собственной школы».
В сериале также поднимаются вопросы феминизма, расизма, несправедливой оплаты труда, кумиров молодежи, полового воспитания. В частности, на примере «Модного клуба», организованного Квин и ее подругами, показано, что девочки хотят ухаживать за собой не только для того, чтобы нравиться мальчикам. А просто потому, что это нравится им самим. Кроме того, женские персонажи здесь выступают как равные субъекты, а не в роли «подружек главного героя». Говорится о том, как бьюти-индустрия спекулирует на комплексах и взращивает в людях неуверенность, чтобы получать деньги. Это продемонстрировано в эпизоде «Слишком красивая», где сестра Дарьи принимает решение сделать пластическую операцию.
Показано и то, как темнокожей однокласснице Дарьи, Джоди, приходится быть более усердной в учебе и общественной работе, чтобы чувствовать себя наравне со всеми. И хотя напрямую девушку никто не задевает, чувствуется, что она ощущается давление общественности из-за цвета кожи. Так, например, ей приходится просить стипендию для поступления в колледж у компании с расистскими взглядами. К счастью, девушка вовремя одумывается и отказывается от уничижительного сотрудничества.
Дарья: Их кадровая политика и отношение к работникам практически не отличаются от Ку-клус-клана, если не считать страховки у дантиста. Они не дали повышение ни одной женщине или афроамериканцу за три года.
Джоди (спустя время): Мы обе подлизывались к шовинистам и расистам из Мастер-фонда (5 сезон, 11 серия).
В эпизоде «Искусство и невежество», когда Дарья и Джейн решают заявить о таких подростковых проблемах как анорексия и булимия, девушек просят не быть слишком категоричными. От них требуют, чтобы они переписали надпись к плакату, продемонстрировав проблему в смягченной форме. Подруги выступают против этого, заявляя, что серьезную тему следует освещать так, как она есть, не сглаживая углы.
Джейн: Девушка так хочет стать красивой, что превращается в нечто отвратительное. Это главная идея.
Мистер О’Нил: Но она выглядит такой счастливой. Почему бы не сделать вашу идею более позитивной? С сахаром любое лекарство вкуснее.
Джейн: Не для диабетиков (2 сезон, 1 серия).
Есть прекрасный эпизод, демонстрирующий неоднозначность известных личностей. В школу приглашается футболист, которым восхищаются многие подростки. Однако он начинает вести себя недопустимым образом, «подкатывая» к девочкам-школьницам и оскорбляя учеников. Порой бывает сложно разглядеть гнилую натуру за красивой обложкой, о чем и говорится в сериале.
Дарья: Я в курсе, что вся школа свихнулась из-за какого-то самодовольного футболиста. А я слышала, как вы оскорбляли всех, кто встречался на вашем пути (1 сезон, 13 серия).
Также есть серия, где школьные учителя устраивают забастовку, требуя повышения оплаты труда. Этот эпизод указывает на тот факт, что «злобные» и «несправедливые», по мнению некоторых подростков, учителя, порой сами оказываются заложниками системы. Если в парадигме «преподаватель-ученик» первый занимает главенствующую позицию, то это вовсе не значит, что у него нет проблем в реальной жизни. Учителя – обыкновенные люди, которые сталкиваются с массой как профессиональных, так и личных трудностей.
5 сезон, 6 серия
Как уже было написано выше, сериал затрагивает темы отношений и полового воспитания. Но прекрасно то, что это делается без пошлостей, сексуализации и приписывания подросткам поведенческих паттернов, присущих взрослым.
В сериале поднимается еще много-много различных социальных и личных вопросов для упоминания которых не хватит одной статьи. Так что будет здорово, если читатель самостоятельно посмотрит несколько эпизодов, чтобы оценить авторский подход и стиль.
Важным месседжем сериала можно назвать то, что он постулировал: если тебе неинтересно то, что интересно большинству, это не значит, что с тобой что-то не так. Это послание откликнулось в душах многих зрителей, росших на стыке 90-х и нулевых. Для современных подростков это продолжает быть актуальным, ведь определенные мировоззренческие паттерны, присущие подростковому возрасту, кочуют из поколение в поколение. Также в сериале уделено внимание панк и гик-культуре, гранж-стилю, готике, что может быть интересно нынешнему поколению.
Стоит подчеркнуть, что в «Дарье» отсутствует серьезная конфронтация в среде подростков. Несмотря на шуточки, подколы и стеб, никто из ребят не подвергается буллингу со стороны сверстников за свои взгляды или поведение. В сериале показаны конфликты и неоднозначные моменты, возникающие в процессе общения. Но при этом нет никаких трагедий, которые могли бы оказать сильное влияние на эмоциональное состояние зрителя. Это делает просмотр «Дарьи» комфортным процессом. Что-то из разряда: «Расслабиться, но с пользой для ума и души».
«Мы высмеивали людей, но надеюсь, были им близки»
Эти слова были взяты из интервью с продюсерами мультсериала, приуроченного к его двадцатилетию. Они рассказывали о том, какой посыл вкладывали в свое творение. Упомянули, что выбрали ироничную форму повествования не для того, чтобы оскорбить кого-то или выставить в плохом свете. Хотели высказать свое мнение о происходящем на стыке тысячелетий, но не в формате обличительной тирады и нравоучений. Кроме того, создатели «Дарьи» рассказали, как сложилась жизнь персонажей спустя 20 лет после событий сериала. Они сделали небольшие зарисовки и подписи к ним. Если не углубляться в подробности, каждый из героев устроился в жизни.
Если вернуться к идейной составляющей сериала, важно отметить трансформацию Дарьи в конце сюжета. Мировоззрение главной героини претерпевает изменения. Дарья в 13 эпизоде 5 сезона признает, что не была идеальным подростком и подвергает сомнению свои взгляды и поведение. Она понимает, что испытывала сложности в общении со сверстниками и потому стремилась дистанцироваться от них. Тем не менее, это не означает, что все общество состоит из недалеких тупиц, которых не следует удостаивать вниманием. Во время тяжелого разговора с родителями в упомянутом выше эпизоде Дарья уходит из дома, чтобы привести свои мысли в порядок. Она принимает решение встретиться с Джейн, аргументируя это тем, что хочет поговорить с тем, кому она «доверяет больше всего». Она открывается подруге и говорит, что пересмотрела свое отношение к родителям.
«Просто я неожиданно поняла, что все эти годы, когда мне казалось, что они меня мучают, на самом деле, это я их мучила. Я не понимала, какой была занозой, когда думала, что просто являюсь собой» (5 сезон, 13 серия).
Впоследствии родители Дарьи говорят ей, что всегда признавали ее заслуги, несмотря на сложности. Тем самым, они демонстрируют то, что хоть и не были идеальными воспитателями, всегда любили свою дочь. В этом проявляется многогранность сериала: несмотря на шутки, сарказм и яркие образы, в конце концов, зрителя подводят к простым, но важным истинам.
Аудитория словно проходит подростковый период вместе с главными героями, пробираясь от юношеского максимализма и обесценивания к пониманию, что реальность не делится на белое и черное. Загонять людей в клишированные рамки – значит, обесценивать их личность. У каждого человека есть как сильные, так и слабые стороны. Определенные обстоятельства жизни, хорошие и не очень, формировали индивида и влияли на то, кем он стал в настоящем. Постараться понять окружающих и научиться уважать их выбор, несмотря на сложности с принятием другого взгляда на мир – та мысль, которую транслирует сериал.
Джоди: Негативным отношением к окружающим ты уничтожаешь саму себя. Конечно, отгородясь от других, ты отгородишься от насмешек и боли, но так ты пропускаешь и что-то хорошее (2 сезон, 8 серия).
Материал подготовила Анастасия Шеина