Культура

Сказки для детей и взрослых

Считается, что сказки предназначены для детей и занимают большое место только в их внутреннем мире. Но на поверку оказывается, что сказочные мотивы играют важную роль и в сознании взрослых людей, а ещё — в бессознательном. Сознание только углубляет или усиливает их.

Сказка — это в известной степени сон, а последний, как говорит Юнг, «представляет такой театр, где сновидец является сценой, актером, суфлером, режиссером, автором, зрителем и критиком».

Отличие от нашего обычного ночного сна состоит главным образом в том, что сказка содержит только коллективные элементы и не имеет дела с нашими личными повседневными желаниями, заботами и потребностями. Таким образом мы находим в ней только типичные, всеобщие формы душевных переживаний. 

В своей статье, посвящённой сказочным мотивам в сновидениям, Фрейд постановил, что в психоанализе вряд ли что-то имеет большее значение, нежели выяснение роли сказок в душевной жизни детей.

Дальнейшие наблюдения показали, что у некоторых взрослых любимые сказки заняли в памяти место реального детского события. В такой ситуации сказочная история является покровом, скрывающим более значимые события. 

Став взрослыми, мы отбрасываем мысли о сказках как несерьезные, ставя их на самую дальнюю полку кладовой памяти.

Но на самом деле, сказка имеет гораздо большее значение. Если отвлечься от сказок, созданных писателями, то можно утверждать, что сказка возникает не в воображении отдельного человека, а относится к коллективным духовным образам культурного пространства, которые создавались совместным творчеством поистине бесконечного множества людей, до их фиксации в известных нам письменных формах.

Как уже упоминалось, в других культурах и в более ранние времена нашей культуры очень высоко оценивалась роль сказки применительно к воспитанию и образованию человека.

Использовалась сказка и в качестве средства исцеления. В индийской медицине и у аборигенов Австралии существуют терапевтические методики для психически дезориентированных людей, которым для медитации назначается сказка, отражающая их проблемы.

Такое отношение к сказке исходит из того, что в ней содержится нечто большее, нежели только красивая и интересная история.

Оно базируется на предпосылке, что сказка представляет собой ценность, при известных обстоятельствах целительную, для образования и формирования внутреннего мира человека. Персонажи и образы, равно как и действие сказки, переживаются скорее не как реально происходящие во внешнем историческом мире, но как персонификации внутренних душевных образов и событий. Они являются символами и замещают то, что разыгрывается у человека в динамике его душевной жизни и для чего не найти более глубокого и полного отражения. 

Таким образом, как ребенок принимает сказочные мотивы в свои игры и фантазии, так и  взрослый зачастую играет роль сказочного персонажа так, как он его видит, тем самым оправдывая свои поступки и подчиняясь сюжету. 

Но однажды наступает особый случай — тяжелая душевная болезнь или личностный кризис — и человек, с помощью специалиста «расшифровывает» модели поведения и сюжеты, заложенные в его бессознательном и получает ключ к решению проблем. 

Материал подготовила Ольга Малиновская 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *