Кино

Паразит: учение без практики 

«Паразит» один из популярных японских проектов на просторах интернета. Вспомним те самые списки с подборками «топ философских аниме» или «не детские мультики». Но соизмерима ли известность со смысловой нагрузкой? В статье разберемся в истории создания, концепции и проанализируем аниме-адаптацию. 

История и синонимизм концепции 

«Паразит» — манга, написанная и проиллюстрированная Хитоси Ивааки. Она публиковалась с 1988 по 1995 и насчитывает 10 томов. Изначально произведение появилось на страницах журнала «Morning Open Zōkan», но с 90-х перешло в «Monthly Afternoon». После ее переиздания в 2003 тиражируется 8 томами. А по итогам опроса, проведенного министерством культуры Японии в 2007, манга занимает 12-ое место среди лучших работ всех времен.  

Со временем проект обзавелся двумя экранизациями — в виде полнометражного фильма с актерами и аниме-адаптации. Но редко когда «Паразит» попадал в топы психологических и глубоких проектов. Даже не смотря на рассуждения о ценности жизнь и роли человека в природе.  

Манга не была такой резонансной, потому что в 1972 мир уже получил работу Го Нагаи «Devilman», ставшую культовым произведением и послужившую источников вдохновения для множества последующих проектов. Обе истории о людях, столкнувшихся со страшной угрозой, будь то демоны или паразиты. Обе поднимают вопросы о месте человека в мире, рамках дозволенного и тяжелых последствиях. «Паразит» не стал легендой не потому, что концепция клиширована, а скорее из-за открытого финала. Но о нем поговорим чуть позже. 

Что лежит в основе  

Влияние на разработку сюжета, безусловно, оказало увлечение Хитоси Ивааки документалками о природе и пищевых цепочках. Эта тема станет лейтмотивом. Ведь история манги начинается с того, что однажды с неба на Землю начинают проникать споры, из которых вылупляются паразиты. Движет ими лишь один инстинкт — как можно быстрее найти носителя и завладеть его мозгом, подчинив тело. Вы не смотрите на внешний вид и способности паразитов, они на самом деле хрупкие и ведут зависимый образ жизни.  

Главному герою, Шиничи Изуми, невероятно повезло в этом плане. Парень уснул под прослушивание музыки, из-за чего добравшийся до него паразит не смог проникнуть в голову и обосновался в правой руке. А еще говорят, что опасно спать в наушниках…  

Новый друг Шиничи получил имя «Миги» и оказался весьма способным: быстро освоил литературу и выучил японский. А еще почитывал «Преступление и наказание» Достоевского на досуге. Кстати, очень символичный момент. Родион Раскольников ведь тоже ставит перед собой вопрос: «Тварь ли я дрожащая или право имею?». 

Признаемся честно, именно Миги заставил автора материала дочитать мангу до конца и пробежаться по ее аниме-адаптации. Миги и Шиничи идут по жизни с абсолютно разной философией, но вынуждены сосуществовать и защищать друг-друга. У Шиничи возвышенные моральные ценности, привитые семьей и окружающими. Миги совершенно другой и живет на чистых инстинктах. Устал — поспи, оказался в опасности — оцени свои способности и убегай, либо сражайся.  

Постепенно границы стираются, смешивая системы взглядов. Миги изучает мир, пытаясь понять последовательность и мотивацию выстраивания человеческих взаимоотношений. А Шиничи начинает осознавать, что люди ничем не лучше паразитов, а местами даже хуже. Ведь только этим индивидам почему-то дозволено решать, что лучше для остальных живых организмов, населяющих Землю. 

Сама концепция имеет право на жизнь. Ведь пограничное между двумя формами жизни существование главного героя раскрывает два антонимичных видения мира. Но давайте рассмотрим несколько клише и плохо проработанных моментов истории, чтобы разгадать тайну, мешающую «Паразиту» стать культовым. 

«Паразит» = умный хоррор?  

Мысль не в том, что сюжет пугает избирательно, а в акцентности происходящего. И людей с тонкой душевной организацией произведение может шокировать обилием сражений, крови и мерзких трансформаций. Если же вы знакомы с мангой «Devilman», то «Паразит» будет очередным лайтовым сёнэном в это плане.  

Хоррор то умный, но до жути банальный. Особенно по части размышления о причине возникновения паразитов. Герои приходят к выводу, что их появление может быть связано с сокращением численности людей, которые слишком многое себе позволяют. Якобы высший разум решил при помощи паразитов провести небольшую зачистку.  

Сперва звучит страшно, а потом вполне логично. Вспомним «уничтожение воробьёв» в Китае в конце 50-х. Когда правительство решило, что уж слишком много их наплодилось, так еще и сельское хозяйство страдает от налетов пернатых. Так почему человеку можно заниматься подобной зачисткой живого, не думая о последствиях, а другим организмам нет?  

Персонажи и логические выводы 

Апгрейд главного героя — типичный момент, когда тот получает новые силы. После появления Миги, Шиничи не только избавился от плохого зрения и познакомился с лаком для волос, но еще и ульту подтянул. Теперь он может бегать со скоростью света, а еще перепрыгивать заборы высотой далеко за два метра. 

Но есть и неплохой момент его трансформации. Заключается он во внутренних переживаниях персонажа. Со временем психика Шиничи становится более устойчивой к постоянным смертям. Он перенимает хладнокровие своего паразита, теряя возможность плакать по поводу и без. Получается, Миги, даже без доступа к его сознанию, все же не бесследно существует в организме носителя. 

Еще один раскрученный аспект строится вокруг серийного убийцы Урагами, которого противопоставляют паразитам. Он убивает и насилует жертв ради удовольствия от процесса. Паразиты же нападают на людей лишь с одной целью — добыть пропитание, чтобы продлить существование. Преступник, являющийся обычным человеком, здесь становится хуже монстра. Урагами даже научился определять паразитов по их инстинктам, которые сравнивает со своими. И опять возникает избитая тема: кто на самом деле хищник, а кто чудовище? Если самим людям порой сложно сохранить человечность.  

Вопрос материнства обыгран достойно и раскрыт сразу в двух плоскостях — через мать Шиничи и паразита Рэико Тамуру. Обе сюжетные линии заставляют главного героя страдать. В первом случае, Шиничи приходится избавиться от близкого человека. Делает это он через боль, угрызения совести и почти что отлет на тот свет.  

С Рэико Тамурой все сложнее. Пожалуй, это самый раскрытый и проработанный персонаж. Этот паразит хочет существовать с людьми на равных, узнавать мир и изучать себе подобных. В качестве эксперимента она даже обзаводится ребенком. Хотя за обращение с ним ее хочется лишить родительских прав. Характер паразита изменяется и развивается по ходу сюжета. Из холодной и расчетливой, Рэико становится матерью, в прямом смысле слова способной убить за своего ребенка. Финал ее жизни весьма трагичен, а о будущем младенца, которого она передала Шиничи, ничего не известно. 

Почему концовка не работает на замысел 

Начнем с цитаты Миги, раскрывающей основную мысль произведения: «Если у вас есть право на жизнь, оно есть и у нас. Предоставление прав на что-либо — это странное явление, которое я замечал только у людей». Почему человек решил, что он на планете хозяин и что будет, если его система рухнет перед лицом внеземной опасности? Это база, на которой стоит «Паразит», но оттолкнуться от нее манге сложно. 

Проблема лишь в том, что философия не раскрыта подробно. В сюжете много штампов и вопросов без ответа. Если уж ставить диагноз, то курс лечения тоже назначить следует. Главная проблема манги — счастливый и открытый финал. Мы ничего не имеем против хэппи-эндов, но только когда они обоснованы. Читатель же видит такую картину: Шиничи побеждает злодеев, лежит на крыше и думает о жизни со своей девушкой, а паразиты просто ушли в тень. Стало быть, главный фактор зачистки людской популяции не ликвидирован, а спрятался лишь на время. Да и откуда они все же свалились на Землю? И мотивация исчезновения Миги звучит вяло: он слишком много узнал и теперь хочет побыть наедине, поэтому уснет на неопределенный срок. 

Нельзя не провести параллель с уже упомянутым «Дэвилменом». По посылу проекты похожи, но по части концовки полные противоположности. В работе Го Нагаи чувствуется завершенность, поэтому и идея произведения оставляет след в сознании читателя. Да, там все плохо, мир обречен пасть и даже Сатана плачет. Но разве не этот момент заставляет читателя задуматься над ценность каждой жизни и ее сохранением? «Паразит», поднимая все тех же вечные проблемы, оставляет еще более неразрешимые дилеммы. Да и гротеска для усиления воздействия проекту явно не хватает. 

В общем, эффекта «манга — паразит, проникающий в мозг и захватывающий мысли читателя» после знакомства с историей не произошло. Вопросы для размышлений есть, но они уже настолько избитые, что каждый успел сформировать отношение к ним. 

Аниме-адаптация и издержки статистов 

В 2014 на основе произведения была выпушена 24-х серийная экранизации от студии Madhouse. Она известна работами над проектами «Death Note», «Hunterxhunter» и «Death Parade». Но это случай, когда лучше читать мангу, чем смотреть аниме. 

О вкусах не спорят, но дизайн персонажей оригинального произведения явно выигрывает. В них чувствуется более точная передача эмоций и авторская эстетика Хитоси Ивааки. Аниме сделало из героев плюшевые игрушки, вышедшие из типичного школьного ромкома. Также пришлось изменить и эпоху, заточенную теперь под современность. Поэтому вместо новостных газет у всех смартфоны и планшеты. И это скорее уходит в минус, потому что пропал антураж 90-х, так хорошо вписывающийся в атмосферу манги. 

С графикой тоже все до жути комично. В целом, аниматорам удалось неплохо прорисовать не только моменты повседневности, но и сцены боевок. Но зачем было делать настолько криповых 3D статистов? Каждый раз смотришь серию, вглядываешься в многолюдные сцены и просто пугаешься этих зацикленных в одной позе героев из Sims. 

Опенинг оставляет смешанные чувства. Дело не в музыке, она крутая и соответствует замыслу. Вопрос сюжетного содержания: почему герои, слитые из истории еще в начале и середине тайтла, продолжают появляться на экране и улыбаться аудитории? Все же для проекта на 20 с хвостиком серий можно было и вторую открывашку сделать.  

Как занимательная лекция «Паразит» состоялся. Но любой студент знает, что их нужно еще и на практике закрепить. В итоге, сюжет заваливает нас на дополнительных вопросах, лишая возможности получить на них внятные ответы. Хороший посыл, но слишком уж с многозначительным эндингом. Если еще не знакомы с историей Хитоси Ивааки, рекомендуем сперва прочитать мангу, а уже потом развлекаться с ее адаптацией. 

Материал подготовила Александра Куликова 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *