Стиль жизни

Мал, да удал  

Почему марка Mini занял второе место в опросе «автомобиль XX века» и как сейчас поживает классика британского автопрома 

Появление на свет 

История экономного маленького британского автомобиля начинается в 1956 году, когда Леонард Лорд, руководитель нового концерна British Motor Corporation (BMC), возникшего из объединения двух крупных британских автомобилестроительных компаний, создал рабочую группу из 8 человек. Они должны были произвести на свет миниатюрный и сверхэкономный автомобиль, который смог бы выйти на рынок во время нефтяного кризиса, вызванного Суэцкой войной 1956-1957 годов. При этом в салоне должно было с комфортом разместиться 4 человека. Возглавил группу Алек Иссигонис – инженер и дизайнер. По легенде конструктор сделал набросок будущей легенды гонок на скатерти в ресторане.  

Первый прототип был изготовлен уже в 1957 году, но дальнейшие модернизации и производство сместили дату поступления автомобиля в продажу еще на 2 года. Так, в августе 1959 года автолюбители по всему миру узрели полностью готовую модель под названиями Morris Mini Minor и Austin Seven (наименования отсылали к названиям образовавших концерн BMC компаниям). К концу года количество выпущенных автомобилей доходило до 20 000 экземпляров. Но нельзя сказать, что публика и пресса приняли модель с безропотным восхищением – автомобиль был слишком необычным. Тем не менее все оценили его управляемость и просторность салона. Очень скоро детище конструкторов стало целым культурным феноменом в Англии.   

Старт гоночной карьеры  

BMC посчитала, что Mini может быть использован не только как семейный автомобиль, но и как гоночная машина. В 1960 году компания подготовила несколько моделей для участия в ралли Монте-Карло, которое было создано для проверки улучшений и нововведений в автомобилестроение. В гонке с Mini соревновались Ferrari, Lotus и другие именитые конкуренты. Хоть крошечные автомобили и получали хвалебные отзывы от пилотов за хорошую управляемость и надежное сцепление с дорогой, Mini пришли к финишу далеко в глубине пелотона.   

Именно тогда Джон Купер, глава собственной команды Формулы-1, предложил модернизировать классический Mini. Иссигонис отказывался, но под давлением руководства корпорации пошел на уступки. Команда снабдила авто более мощным двигателем, дисковыми тормозами и двухцветной окраской, которая позже стала фирменным стилем всех машин марки Mini. Так на свет появилась новая версия уже знакомого британцам автомобиля – Mini Cooper. 

Mini Cooper 1965 года на ралли 

В 1964 году Mini вернулась на Ралли Монте-Карло с уже улучшенной версией и выиграла, доказав всем, что этот автомобиль может соревноваться с более мощными конкурентами.

Чтобы продемонстрировать миру, что победа 64-го года не случайность, марка снова вернулась в Монте-Карло через год и снова заняла высшую ступень пьедестала. Но и это не конец ее карьеры в большом автоспорте. Экипажи на новой модели Mini Cooper S с ещё более мощным двигателем в 1966 году полностью заняли все призовые места, но были дисквалифицированы из-за несоответствия фар регламенту. На первое место переместился экипаж Паули Тойвонена, автомобиль которого был оснащен точно такими же лампами. Решение встретило негативную реакцию общественности. Вся команда Mini бойкотировала ужин в честь окончания соревнования. Сам принц Монако, узнав о скандале, демонстративно покинул ужин, не дождавшись церемонии награждения. 

Успехи в раллийной гонке с мировым статусом еще больше повысили желание автолюбителей по всему миру обладать Mini. В 1963 году был достигнут пик продаж Mini в Великобритании — 134 346 единиц, который никогда позже повторён уже не будет, в 1965 году был произведен миллионный Mini, а уже в 69-ом компания преодолела рубеж в два миллиона проданных автомобилей. Конечно, концерн выпускал и другие модели, которые все же не были рассчитаны на массового потребителя и, соответственно, не имели такого успеха как классическая Mini, Mini Cooper и Mini Cooper S. На Mini ездили все звезды, а особенно сильно популяризировали марку участники The Beatles, находившиеся в 60-е на пике славы.  

Mini, принадлежащая одному из участников The Beatles 

Угасание малыша 

В 1967 году Пилот на Mini Cooper’е снова выигрывает Ралли Монте-Карло, но это был последнее призовое место автомобилей марки. Конкуренты стали нагонять семимильными шагами.  

Mini стали участвовать в уличных гонках: они были достаточно дешевыми. Сын Джона Купера Майк начинает выпускать тюнинговые комплекты для двигателя и ходовой части, которые позволяли сделать из любой модели Mini мощный гоночный автомобиль.  

А тем временем концерн BMC переживал не лучшие времена

После ряда слияний компания превратилась в British Leyland, а затем в 1986 году в Rover Group. В процессе изменений руководители объявили о необходимости введения жесткого контроля за расходами, которые среди прочего предусматривал сокращение 10 000 рабочих мест. Такие меры, естественно, привели к крупным забастовкам, которые подпортили репутацию компании в прессе.  

Многие новые модели Mini не получали достаточную поддержку рекламными компаниями, из-за чего проваливались в продаже.  

Mini Clubman, выпущенная в 1968 году, провалилась в продаже 

Птенец под крылом BMW 

В 1994 году новость о предстоящей продаже компании Rover Group взбудоражила фанатов. Но, несмотря на это, производитель Mini был выкуплен концерном BMW. Компания вложила огромные средства в модернизацию Rover Group, возлагая на нее большие надежды. В 1996 году BMW пообещала, что в новом тысячелетии появится новая модель Mini и что выпускаться она будет именно в Великобритании… 

При разработке нового автомобиля серии у дизайнеров и конструкторов не было права на ошибку. При его создании был сделан больший акцент на безопасность и использовались компьютерные технологии.    

Празднование 40-летия автомобиля Mini в 1999 году 

В 1999 году на автодроме в Сильверстоуне поклонники автомобиля собрались, чтобы отпраздновать 40-летие существования марки. В это же время с конвейеров сходили последние представители классической линейки Mini. 1 октября 2000 года из стен завода выехал автомобиль, положивший конец целой эпохе классической серии.   

В сентябре 2000-го года в Париже BMW презентовала новый MINI (пишется уже заглавными буквами). В следующем году руководством BMW старый автозавод в Оксфорде был обновлён, и начался выпуск новых моделей MINI.  

К счастью для BMW, поставившей на кон миллионы долларов, возрождение марки прошло успешно. Новая MINI стала завоевывать призы по всему миру.  

В середине 2014 года модельный ряд Mini состоял уже из 9 основных моделей, не считая спортивные модификации JCW и специальные версии. Но в 2015 году модельная линейка сократилась до 5 моделей, удовлетворяющих запросы широких кругов потребителей: большой разброс цен, широкий выбор мощности мотора и так далее.  

Новый MINI Cooper 

Современная фанбаза  

До сих пор вокруг марки MINI выстраивается целая субкультура, подкрепленная богатой историей автомобиля. Один из счастливых обладателей MINI рассказывает: «Люди, которые ездят на Мини, именуют себя «минипиплами» и состоят во вполне себе крепком сообществе. Рынок же подержанных авто состоит либо из очень ухоженных, либо из совсем убитых экземпляров, с зашкаливающим количеством хозяев.

Как и у любой субкультуры у минипиплов есть свои сакральные ритуалы: владельцы еженедельно собираются на завтраки и здороваются при встрече». Доказывая объединяющие действие марки, член фанбазы делится своей историей: «В этом году ехали на отдых на машине, и встретили на дороге автолюбителя на MINI, таком же как у нас. Мы обменялись сигналами аварийных фонарей и улыбались, и махали друг другу, как ошалелые. Я слабо представляю себе, какая еще машина может дарить столько эмоций».  

Итог 

Так почему же в 1999 году крошечный британский автомобиль Mini был поставлен экспертами на второе место в список самых значимых автомобилей XX века? Богатая история, верность традициям, безупречное качество и самобытный дизайн – вот те особенности, которые поместили эту машину в культурный код всех англичан и сделали ее примером для автоконструкторов всего мира.  

Материал подготовил Никита Закревский

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *